Из-за санкционных ограничений трансграничные перевозчики лишились возможности перевозить грузы морским путём, а автомобильные переходы оказались не готовы к росту сообщения.
Разворот рынка
На пограничном переходе в Краскино фуры стоят в очереди и дожидаются оформления по много дней. У многих – скоропортящийся груз. Живой краб, идущий на экспорт в Китай, гибнет и теряет свою стоимость. Тает и замороженная рыба. И это при том, что и пограничники, и таможенники работают на износ. Не хватает пропускной способности самого погранперехода. Похожая ситуация наблюдается практически на всех пунктах пропуска.
После того, как с начала специальной военной операции на Украине большая часть западного мира ввела против российских компаний экономические санкции, в структуре логистики экспортных российских товаров произошли серьёзные изменения, с которыми экспортёры в основном смогли справиться.
Поставщики рыбы и краба, к примеру, сразу же переориентировались на Китай.
Основной способ доставки товара в Китай – через автомобильный пропускной пункт Краскино на российско-китайской границе в Приморском крае. Проблема в том, что и до разворота всего экспорта на Восток здесь не справлялись с грузопотоком. Фуры и раньше могли здесь застрять надолго. А сейчас – и вовсе беда.
В Приморском крае на границе с КНР работают четыре автомобильных пункта пропуска — Пограничный, Краскино, Полтавка и Турий Рог с общей пропускной способностью, как официально сообщала таможня, 282 автомобиля в сутки в оба направления. Пропускная способность пункта «Краскино» – 88 автомобилей. В очереди у границы скапливалось гораздо больше. Ещё в декабре очереди насчитывали до 200 машин и по мере перестроения работы экспортёров – увеличивались.
Другого пути экспорта – нет. В регионе нет специализированных транспортных судов, которые позволяли бы довезти до места назначения такие объёмы живого краба.
– Каждый день простоя в зависимости от вида краба и температурных условий снижает товарную ценность продукта, для некоторых видом краба – до 50%, – поделился президент Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков, а она была рассчитана в том числе с учётом набранных кредитов и инвестиционных планов.
В 2021 году через Краскино перевезли 13,6 тыс. тонн живого краба при общем вывозе его из РФ в количествах 75 тысяч тонн.
На дороге
В одном из телеграм-каналов, посвящённом именно происходящему на пункте пропуска «Краскино», дела сравнивают с последним фильмом «Безумный Макс». Пыльная дорога, много автомобилей и события, по накалу страстей похожие на кино.
Стоящим в очереди водителям не предоставлено никаких бытовых удобств, а сама дорога не предполагает такого количества стоящих в очереди крупных машин. Из-за этого возникают проблемы с парковками и проездом, в том числе для туристических автобусов. Пробку было видно даже из космоса.
К тому же недавний тайфун размыл подъездную дорогу к населённому пункту Краскино, что добавило остроты ситуации.
Пробку из-за проблем с парковками и проездом в «Краскино», в том числе для туристических автобусов, было видно даже из космоса.
– Дорогу Раздольное – Хасан обслуживает два филиала: Надеждинский и Хасанский, с 0 по 40 и с 40 по 216 км, – рассказала представитель пресс-службы «Примавтодора» Аксана Науменко. – Но компания выполняет работы в рамках содержания: в этом году устранялись пучины, проводилось грейдирование. Всё в соответствии с контрактом – подсыпка дороги, профилировка и так далее, а ремонт выполняют другие подрядные организации.
– Сегодня через МАПП Краскино в среднем оформляется около 100 грузовых транспортных средств в оба направления при пропускной способности – 48, – рассказали в Дальневосточном таможенном Управлении. – Таможня своевременно оформляет все заехавшие в пункт пропуска с соответствующими документами на товары транспортные средства до последней машины. Для оформления задействованы три линии контроля (три полосы), а не одна, как пишут СМИ.
Таможенники решают вопрос повышенной нагрузкой на сотрудников и продлением времени работы пропускного пункта.
В апреле 2021 года руководитель ФГКУ Росгранстрой Виталий Шишмарёв в рамках рабочей поездки в Краскино оценивал работы по реконструкции погранперехода. Предполагалось, что его мощность увеличится до 250 автомобилей к декабрю 21-го. А в 2024-м – до 750.
Ещё 10 лет назад в рамках проекта глобальной реконструкции погранперехода «Краскино» был построен новый пункт пропуска, но запустить его в эксплуатацию так и не смогли – здания построены с существенными нарушениями, и даже реконструировать их выйдет дороже, чем снести и построить всё заново. Но кто и когда этим займётся – пока загадка. Новые корпуса продолжают стоять, зарастая травой.
Кстати
В пакет первоочередных действий по развитию российской экономики может быть включено регулирование очерёдности проезда транспортных средств (ТС) через пограничные пункты пропуска с помощью предварительных списков. Это позволило бы уменьшить очереди и сократить время простоя грузовиков и пассажирских автобусов на границе.