Известие о том, что министерство транспорта Российской Федерации в течение ближайшего месяца направит на согласование в правительство законопроект, запрещающий открытую перевалку угля, не стал сенсацией для тех, кто следит за ситуацией в угольных портах Дальнего востока. Разговоры о необходимости определить по закону, что такое закрытая перевалка и каким образом государство может приостанавливать деятельность стивидоров в связи с нарушением экологического законодательства, идут не первый год. И вот, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки. Как сообщают «Ведомости», Минтранс уже разработал и направил на регистрацию в Минюст приказ, в котором уточняется понятие «закрытой перевалки» угля. А это значит, что близится время, когда открытая перевалка угля в портах Приморья станет персоной нон грата.
Напомним, ситуация с угольной пылью в дальневосточных портах обострилась в 2017 году в связи с ростом экспорта угля. Многочисленные жалобы населения Находки возымели свое действие. Вопрос попал на контроль к президенту РФ Владимиру Путину, в результате чего главой государства были даны поручения по выполнению мер для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения Приморского края, а также исключения вредного воздействия на окружающую среду при перевалке угля.
Большинство стивидоров восприняли поручения президента как руководство к действию, на территориях портов стали появляться защитные ветровые экраны, водяные пушки и снеговые генераторы. Но практика показала, что это – только начало пути. Кардинально решить проблему пыления в портах Находки может только переход на полностью закрытую перевалку. И тот, кто этого не понимает, рано или поздно столкнется с неизбежными трудностями в ведении своего бизнеса.
17 мая 2019 года во время своего визита в Находку губернатор Приморья Олег Кожемяко провел встречу со стивидорными компаниями, занимающимися перевалкой угля. Напомним, что поэтапный переход стивидорных компаний в 2020 году на закрытую перевалку угля – это поручение президента РФ Владимира Путина, он заявил, что эту работу нужно выполнить в срок.
«За полгода вы должны показать результат, который увидят люди и соответствующие контрольные структуры. Работа стивидорных компаний по перевалке угля, не выполнивших поручение президента в 2020 году, будет остановлена. Открытой перевалки угля в городе не будет», – сказал тогда глава Приморья.
Так же недвусмысленно выразился по этому поводу и министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин во время видеоконференции с приморскими стивидорами 8 октября 2019 года: «Переход на закрытую перевалку - это стандарт. И его надо принять к исполнению».
В настоящее время на территории Находкинского городского округа находятся 12 стивидоров, в той или иной мере занимающихся перевалкой угля. Если оставить в стороне игру терминами «закрытая перевалка», «защищенная перевалка», «перевалка с использованием наилучших доступных технологий (НДТ)», к чему прибегают многие компании, не желающие или не имеющие возможности выполнить поручение президента, и принять за стандарт то, что имели в виду губернатор и министр, больше всех к переходу на полностью закрытую перевалку в Приморье, по оценке агентства, готовы три компании: АО «Восточный Порт», чей терминал расположен в бухте Врангеля, АО «Находкинский морской торговый порт» и АО «Терминал Астафьева», чьи терминалы находятся в промышленной зоне Находки.
В «Восточном порту» применяются крытые вагоноразмораживатели и вагоноопрокидыватели, крытые конвейерные линии и пересыпные станции с установленными на них пылеулавливающими системами, а также судопогрузочные машины.
К активной фазе строительства системы очистных сооружений и комплекса закрытой перевалки угля приступили в «Находкинском морском торговом порту». Планируется установка вагоноопрокидывателя и конвейерных линий, а также создание современной системы очистных сооружений.
Пожалуй, ближе всех к тому, что следует считать стандартом полностью закрытой перевалки угля, подошел «Терминал Астафьева». Ранее здесь уже была установлена конвейерная линия закрытого типа, исключающая контакт угля при перемещении его по территории и выполнены работы по монтажу крытого купола над зоной дробильно-сортировочного комплекса. При погрузке угля в трюм судна используется телескопическая погрузочная машина. Общее число пылеподавляющих установок доведено до 20 единиц. Предприятие по всему периметру закрыто пылезащитными экранами высотой от 21 до 25-ти метров, что является рекордом среди всех портов Находки.
Весной 2020 года предприятие приступило к строительству защитного навеса над зоной выгрузки угля. Это первый этап проекта с участием мировых лидеров по строительству промышленных объектов. Используя лучшие практики Японии и Кореи, инженеры из Германии создали проект навеса, который произвела испанская компания Gaptek. В настоящее время строители навеса завершили работы по созданию первой из 12-ти капителей, которые вырастут на каждой опоре будущего навеса.
Вторым этапом по переходу терминала на закрытую перевалку угля станет монтаж крытого навеса над остальной территорией «Терминала Астафьева».
Стоит отметить, что объект на разных этапах его строительства во время своих поездок в Находку посещает губернатор Приморья Олег Кожемяко, который, по сути, лично контролирует ход работ. Можно предположить, что опыт «Терминала Астафьева» в дальнейшем будет рекомендован другим стивидорам в качестве некоего стандарта закрытой перевалки угля в Приморском крае.