С каждым годом ситуация с нехваткой школ становится всё более острой, и, несмотря на предпринимаемые меры со стороны краевой власти, комплексно проблема не решается. Ярким примером может послужить Владивосток, его пригород, а также Надеждинский район, обрастающие высотками ударными темпами.
Призраки Чайки
В редакцию обратились жители Чайки, микрорайона, который, по сути, перестал быть пригородом. Постепенно землю, принадлежавшую ДВО РАН, начали распродавать под строительство. Недалеко от шумной трассы вырастают «человейники». Частные домики теснятся ближе к железной дороге.
«В районе станции Чайка живут дети. Но о них во Владивостоке не вспоминают. В нашем микрорайоне нет ни детской, ни спортивной площадок. Но самое главное – нет школы», – рассказала председатель ТОС «Чайка» Елена Ясакова.
Она пояснила – единственную общеобразовательную среднюю школу на станции закрыли, в здании расположилось частное образовательное учреждение Монтессори. Сегодня дети Чайки добираются в школу № 58 на улицу Кирова или в школу № 16, расположенную на Седанке. До автобуса – 2 километра по дороге без тротуаров. Или полтора часа пешком тоже по дороге рядом с трассой с интенсивным движением машин. В школьном автобусе детям отказали.
«Станция Чайка находится в черте Владивостокского городского округа, а не в другом населённом пункте, – говорится в официальном ответе администрации Владивостока. – В черте города школьный автобус организуется в отдельных случаях с учётом транспортной доступности. Дети могут добраться до образовательного учреждения на общественном транспорте».
ТОС «Чайка» готов бороться за лучшие перспективы для детей. Написаны повторные обращения в администрацию города, краевое правительство, ответственному за округ депутату, в прокуратуру.
Нетрудно представить ближайшее будущее, когда новосёлы заполнят высотки нового ЖК «Чайка». Люди обеспеченные, наверное, не будут требовать школьного автобуса. Но куда девать ораву подросших детей, если в школах приморской столицы всё меньше мест, а некоторые забиты под завязку? Вторая Речка, Снеговая Падь, Первомайка – перенаселённые территории, где переполнены группы детсадов, школьные классы, поликлиники.
Обещанного ждут…
В прошлом году на тожественном вечере по поводу юбилея Владивостокской детской поликлиники № 5 на Снеговой Пади прозвучали слова о том, что маленьких пациентов с каждым днём всё больше и больше. Обмолвились с тревожным оптимизмом – мол, хорошо, высокая рождаемость. А в школах района № 82 и 83 – в первых классах по 40–45 детей, количество параллельных классов доходит до семи. В ближайшее время микрорайону обещаны ещё две школы на 1100 мест.
«Проблемы Патрокла симптоматичны для всех новых районов города, – говорит председатель ТОС «Патрокл – Сочинская» Виталий Гречанюк. – Инфраструктура не поспевает за жильём».
На вопрос, покроет ли новая школа потребность детей района, собеседник сказал – да, но только на первое время и при наличии достаточного количества персонала. В будущем актуальна вторая, она в перспективе обозначена. Но ведь почти в каждом проекте крупного строительства есть обещанные школы. Кто их стирает с карты светлого будущего?
«Ещё в 2008 году планировалось, что в центре жилого комплекса «Лесной квартал» будут детский сад, административный центр и другие социальные объекты, – рассказывает житель квартала Сергей Богомолов. – В итоге микрорайон разросся с четырёх до 20 домов. Наполнение детей в ближайших школах – 200%. Землю отдают только под постройку».
Темпы строительства новых ЖК не сбавляются. В районе Зелёного угла образовательные учреждения нужны прямо сейчас, но только готовится проектно-сметная документация.
После обрушения пристройки в здании старой школы в Вольно-Надеждинском учреждение образования закрыли. В нескольких метрах от старой школы – котлован несостоявшейся новой. Стройка приостановлена решением суда. Вопрос очевиден – куда отправить учиться 1500 детей?
По мнению ведущего экономиста и демографа региона Юрия Авдеева, Владивостоку действительно нужно расширять границы, но делать это с умом.
«Уже сегодня территория 13 муниципалитетов – в двухчасовой доступности. Необходимо развивать транспортную инфраструктуру и малоэтажную застройку. Пока деньги вкладываются в «человейники» – и это ограничивает возможность решения демографических, социальных, коммунальных, экологических проблем», – отметил эксперт.
Сколько мест в школах?
На территории Владивостокского городского округа осуществляют деятельность 78 муниципальных общеобразовательных учреждений, общая проектная мощность которых составляет немногим более 50 тысяч мест.
В прошлом году 1 сентября в школы краевого центра пошли свыше 60 тысяч учеников.
До 2030 года, согласно мастер-плану развития Владивостока, в приморской столице должны построить 10 новых школ и 20 детских садов.