Парашютный Аэроклуб в Арсеньеве, который без малого 60 лет работал при заводе «Прогресс», может закрыться навсегда. Долгое время клуб, где готовили спортсменов высокого ранга, мужественных бойцов, находился на государственной поддержке. А даже в сложные 90-е и «нулевые» годы Аэроклуб удалось сохранить.
Но сегодня ААК «Прогресс» стала фактически холдингом компании «Вертолёты России». Парашютисты сделались непосильной ношей для частников. При этом учреждение входит в региональное отделение ДОСААФ. Но и это, похоже, не спасет.
С парашютом, но без инструкторов?
Аэроклуб на арсеньевском «Прогрессе» в советские времена считался еще одним цехом предприятия, а сотрудники клуба - заводчанами, получавшими зарплату за свой ответственный труд, направленный на воспитание молодежи в духе спорта и патриотизма. Такова была твердая государственная политика. Профессиональные парашютисты, планеристы, пилоты – были востребованы и в мирное время, и там, где шли бои.
«Аэроклуб для города был такой же визитной карточкой, как цирковая студия «Веселая арена», вертолёты К-12. Воспитано десятки мастеров, ребята участвовали в чемпионатах страны по парашютному спорту и планеризму, по спортивному пилотажу. Только за последнее время аэроклуб обучил 100 военнослужащих по военно-учетным специальностям - для специальной бригады спецназа Уссурийска, сейчас они - участники СВО», - говорит экс-мэр Арсеньева, депутат Законодательного собрания Приморья Владимир Беспалов.
Владимир Беспалов заметил – в «нулевые» годы аэроклуб переживал тяжелые времена. Так, он лишился своих бывших площадей, ютясь в бомбоубежище и даже в помещение пустующего детского сада.
В апреле 2023 года прошел приказ о сокращении сотрудников Аэроклуба, всего 21 человек. Пока не убирают со взлетно-посадочной полосы АН-2, о чем сообщил в телеграм-канале исполнительный директор предприятия Сергей Шамшура. Задумались о возможности сохранить самолет, отремонтировав его за счет краевого бюджета. Направлены обращения – от губернатора до президента. Но, а кто будет работать инструктором?
Как рассказывает директор аэроклуба Александр Коляда, ранее его сотрудники – авиационные механики, пилоты, инструкторы-парашютисты - получали невесть какую зарплату – 18 тысяч рублей, но она была хорошей прибавкой к пенсии. Уникальная команда - мастера спорта Советского Союза, чемпионы России, зоны спорта Дальнего Востока и Сибири. Сегодня им обещают найти работу в компании. Во-первых, люди пожилые, две нагрузки тащить сложно, во-вторых - летать и прыгать - им предлагается за свой счёт.
ДОСААФ – не панацея?
На базе Аэроклуба сегодня обучается 60 спортсменов, кроме этого, действует школа робототехники для ребятишек, где учатся прыгать с парашютом 600-800 человек в год. Клуб зарабатывает деньги на частных вылетах - на бензин, топливо, но большую коммерческую деятельность вести не может.
«Скорее всего, в жестких условиях компания, перешедшая на военные рельсы, избавляется от непрофильных активов, для минимизации затрат. У Аэроклуба, кроме эмоциональных и отсылок к истории – других доводов к сохранению нет. На самоокупаемости учреждение не продержится», - высказывается военный обозреватель Алексей Суконкин.
«Содержание аэроклубов - дорогое удовольствие. Тут большой вопрос к руководству ДОСАФ. По всей стране аэроклубы на базе этой некогда мощной организации – загибаются, нет материальных ресурсов, инфраструктуры. Яркие примеры – Сахалин, Хабаровск. Мы удачно развиваемся при поддержке федерации парашютного спорта, губернатора и Министерства спорта, участвуя в президентских грантах», - комментирует президент Федерации парашютного спорта «Фаворит-У» Уссурийска Максим Резников.
Как бы то ни было, переводить воспитание патриотов на самокупаемость – не самая лучшая идея. Особенно в нынешнее время.