Логистическая инфраструктура Дальнего Востока столкнулась с возрастающей нагрузкой. Порты макрорегиона в целом справляются с возросшей нагрузкой, но определенные «узкие места» все же присутствуют. На начало 2025 года общая мощность дальневосточных портов достигла почти 380 млн тонн, перевалка грузов в первом полугодии 2025 года выросла на 1,7% и составила 119 млн тонн. Планируется дальнейшее увеличение мощностей с прогнозом достижения до 465,6 млн тонн к 2030 году, с активной модернизацией инфраструктуры, включая Восточный порт, который к 2025 году увеличит провозную способность до 180 млн тонн благодаря развитию Восточного полигона.
При этом, как отмечают эксперты Транспортной Компании КИТ, рост грузопотока выявляет узкие места в транспортной системе. Наиболее критичной остается железнодорожная инфраструктура. Недостаточная пропускная способность железной дороги создает задержки, особенно в пиковые периоды.

«Сезонные факторы и дефицит транспортных средств дополнительно усугубляют логистику, особенно в зимний период, когда сложные горные переходы и погодные условия увеличивают сроки доставки и вдвое повышают стоимость фрахта. А издержки напрямую влияют на конечные цены товаров в регионе», — отмечает Олег Рубцов, директор дивизиона Дальний Восток ТК КИТ.
Для смягчения этих вызовов реализуются меры по оптимизации логистики. Помимо модернизации портов и железнодорожной инфраструктуры, активно развиваются транспортно-логистические центры, включая проект строительства сухого порта во Владивостоке, который должен стать ключевым хабом для контейнерных перевозок, в том числе через Северный морской путь. Планируется увеличение грузооборота Владивостокского порта до 12 млн тонн в 2025 году с перспективой роста до 20 млн тонн. Также рассматриваются альтернативные маршруты доставки, включая активное освоение Северного морского пути, способного сократить время и стоимость перевозок.
Дополнительно предусмотрена государственная поддержка в виде субсидий для компаний, работающих в труднодоступных районах, а также стимулирование местного производства для снижения зависимости от импортных поставок.
Таким образом, несмотря на значительный прогресс в развитии портовой инфраструктуры, устойчивое функционирование транспортного узла Дальнего Востока требует комплексного подхода — от модернизации железных дорог и создания специализированных терминалов до внедрения новых логистических решений и поддержки региональной экономики. Успех этих мер определит, насколько эффективно регион сможет реализовать свой транзитный и экспортный потенциал в ближайшее десятилетие.