Примерное время чтения: 8 минут
199

Любовь к цифрам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Приморье № 26 24/06/2020
Перепись населения – одно из масштабных мероприятий государственной статистики.
Перепись населения – одно из масштабных мероприятий государственной статистики. / Олег Белов. / АиФ

Почему статистика – совсем не скучная

ТЕРМИН СТАТИСТИКА У ВСЕХ НА СЛУХУ, НО ПОЧЕМУ-ТО БОЛЬШЕ КАК АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ. ВРОДЕ ОБРАЗА ГЕРОИНИ РЯЗАНОВСКОГО ФИЛЬМА «СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН» – ЧЁРСТВОЙ И КАТЕГОРИЧНОЙ. СТАТИСТИКУ ПРИНЯТО РУГАТЬ, НЕ ДОВЕРЯТЬ ЕЙ, ЦИТИРУЯ АФОРИЗМ МАРКА ТВЕНА О ТРЁХ ВИДАХ ЛЖИ.

 

А ведь это наука, зародившаяся в древности, прошедшая испытание временем и выросшая до государственных масштабов. Как приходят в науку и чем статистика может помочь в обычной жизни? На эти и другие вопросы накануне профессионального праздника ответила руководитель Примкрайстата Наталья БАУКОВА.

Конкретный выбор

– Наталья Георгиевна, известно, что статистика стара как мир. А какова её специфика сегодня в государственном значении?

– Статистика в общем понимании – это учёт, фиксация, накопление, формирование сводных, интегрированных данных, которые характеризуют то или иное общественное явление. Можно сказать, что первыми статистиками были древние люди, которые рисовали и зачёркивали палочки, пытаясь осознать, сколько дней в году, как меняются фазы луны и т. д. Переписи населения проводились ещё в Древнем Китае, а в Древнем Риме вёлся учёт имущества граждан.

Задача органов государственной статистики не нацелена на то, чтобы собрать все данные, какие только могут быть, характеризуя жизнь человека и общества. У нас чётко определён круг сбора и анализа информации, существует Федеральный план статистических работ. Более 60 ведомств страны формируют общую статистическую картину.

По определённым формам ведомству отчитываются организации и предприятия – крупные, средние, малые. Другим источником информации становятся респонденты – экономические субъекты – индивидуальные предприниматели и просто граждане России. В последнем случае наши интервьюеры идут в народ, проводя специальные обследования, опросы. Все направления по сбору и анализу данных отражены на нашем сайте – это экономика, производство, сельское хозяйство, транспорт, уровень жизни и так далее.

В вашем учреждении немноголюдно. Повлияла ли на это пандемия?

– Да, коронавирус внёс некоторые корректировки в нашу работу: мы не принимаем респондентов, исключения сделали для представителей предприятий, которые входят в категорию «закрытых», отчитываются в «секретное подразделение», но таких единицы. Но и в обычные дни у нас не так много посетителей: с развитием технологий большинство отчётов мы получаем в электронном виде. Приходят те, кто, скорее, хочет лично поговорить со специалистами Приморскстата, задать какие-то вопросы. В бумажной форме, к примеру, до сих пор отчитывается управление по вопросам миграции УМВД – о гражданах, которые прибывают в регион.

Вы трудитесь на поприще статистики без малого 30 лет. Как для вас всё начиналось?

– После окончания института торговли я зашла сюда случайно, но осталась навсегда. Меня устроило всё – коллектив, специфика отдела статистики торговли, и вообще, я всегда любила работать с цифрами. Помню, в то время в кабинетах размещались машины ЭВМ, на весь отдел был один персональный компьютер с гибким магнитным диском. Много писали от руки, постоянно себя перепроверяя, работали машинистки, которые верстали текст. На моих глазах проходило бурное развитие вычислительной техники и технологий.

НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

– Допустим, к вам приходят отчёты о демографии – сколько родилось и умерло граждан за определённый период. А как вы проверяете, насколько они точны? Нет ли ошибок?

– Всё, что касается населения региона, – это самая оперативная и животрепещущая информация. Ранее её предоставляли на бумажных носителях органы ЗАГСов, сейчас данные вносятся в единый реестр, приходят к нам в электронном формате. В XXI веке изобретены умные программы, которые проверяют информацию на корректность. Допустим, в отчётах возможны какие-то пропуски, пустые поля – срабатывает человеческий фактор – и тогда мы работаем с медицинскими свидетельствами, устраняя пробелы. Бывают сложности с интерпретацией места жительства человека, допустим, запись «криво села», и непонятно, где родился человек – в городе Дальнереченске или в Дальнереченском районе? В программе заложен контроль, а раньше этого не было, Представите себе, сколько времени уходило на работу с бумагами! Да и сотрудников работало в три раза больше.

Получается, благодаря технологиям статистика становится всё точнее и объективнее?

– Сухая отчётность цифр как раз и говорит об объективности. Мы не заинтересованы в подмене каких-либо данных. Не можем повлиять на респондентов, заставив искусственно увеличить или уменьшить показатели. А если ошиблись те, кто отчитывается, – на этот счёт существуют математические и логические контроли. Например, предприятие предоставляет сведения о зарплате своим сотрудникам. Внезапно приходит отчёт о том, что зарплата увеличилась в тысячу раз, такого просто не может быть! Оказывается, исполнитель представил данные не в тысячах рублей, как положено, а в рублях. Программа сравнивает этот отчёт с предыдущим и сразу «видит» ошибку.

Интересно, откуда берутся данные о безработице?

– Чтобы понимать процессы на рынке труда, мы идём к людям. Проводится выборочное обследование рабочей силы по методологии Международной организацией труда (МОТ). Каждый месяц наши интервьюеры получают списки адресов домохозяйств, в которых необходимо опросить определённое число людей (в возрасте 15 лет и старше). Методология МОТ позволит учесть безработных, которые не обращаются в государственные службы занятости по различным причинам.

Кстати, безработица подросла за время карантина?

– Пока, наоборот, наблюдается незначительное снижение по сравнению с февралём. Возможно, люди, оставшиеся без работы, во время самоизоляции никуда не обращались, сидели дома и ждали, когда заработают предприятия. Реальную картину в цифрах увидим немного позже. В целом по краю наблюдается рост экономики, отдельные показатели остановились в тех отраслях, которые были ограничены в своей деятельности, – розничной торговле, общественном питании. Пока прогнозы строить сложно.  

Кому больше полезна статистическая информация?

– У правительства всегда есть запрос к нашим данным. Допустим, сегодня реализуются национальные проекты, и требуется подтвердить, как они проходят, какие достигаются показатели?

Данные ведомства полезны бизнесу, потому что мы формируем, прежде всего, экономические данные. Так, человек, открывающий бизнес, может понять, как ему действовать, сколько игроков на рынке выбранной отрасли и т. д. Широкому кругу граждан интересны социальные показатели, данные переписей населения. Часто наши сотрудники консультируют студентов или аспирантов вузов, которые защищают дипломы, диссертации. Журналисты любят блеснуть сенсацией в цифрах, увы, не всегда корректно.

Не только картошка

И всё-таки про недоверие. Какие статистические данные вызывают большие сомнения со стороны общества?

– Претензии у населения есть, допустим, спрашивают: «Почему у вас написано увеличение цен на 5%, если они выросли на все 20%?»

Формирование индекса потребительских цен достаточно сложный механизм. Выбираются торговые сети и магазины, работающие на постоянной основе, с большим количеством покупателей. Проводится фиксация цен на отдельные группы товаров – продовольственных и непродовольственных, а также услуг и тарифов. Мы не можем объять необъятное. Индекс потребительских цен формируется не потому, что сегодня подорожал картофель, а завтра снова подешевел. Информация собирается в динамике с чёткой периодичностью и сопоставимостью набора товаров и услуг.

А кто-то занимается просто картошкой или наличием масок в аптеках?

– Это узкая статистика, которой ведают маркетологи, они изучают конкретные товары, в конкретных магазинах. А наша задача – охарактеризовать явление в целом, на определённой территории.

Почему в разговоре о статистике на ум приходит фильм «Служебный роман»?

– Можно сказать, это наш статистический фильм, жизненный! (Улыбается.) Он характеризует нашу службу, но больше советского периода.

Ещё недавно арифмометр здесь был главным инструментом.
Ещё недавно арифмометр здесь был главным инструментом.

Были времена, когда наши сотрудники считали на обыкновенных счётах. Численность работников превышала полторы тысячи, а сегодня в штате Приморскстата – 300 человек. В музее нашей службы сохранился уникальный экземпляр арифмометра. Громоздкие калькуляторы считались верхом прогресса! Сейчас оглядываешься, понимаешь – какая древность! А ведь это было…

Досье

Наталья Георгиевна Баукова

Родилась в 1970 г., на Чукотке, в посёлке Провидение. В 1991 г. окончила Дальневосточный институт советской торговли. В 2008 г. назначена на должность заместителя руководителя Приморскстата. С 2017 г. занимает должность руководителя службы. Почётный работник государственной статистики. Имеет благодарности и грамоты от Росстата, губернатора Приморья.

ВРЕЗ:

Органы государственной статистики не заинтересованы в подмене каких-либо данных. А если ошиблись респонденты, то существуют современные технологии контроля.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах