59

Людмила Талабаева: Устаревшие нормы приводят к апатии в рыбной отрасли

Олег Белов. / АиФ
Владивосток, 17 марта - АиФ-Приморье.

16 марта в Совете Федерации состоялось совещание на тему «О реализации механизма «регуляторной гильотины» в отраслях рыбопромышленного комплекса».

В рамках совещания была рассмотрена одна из самых актуальных тем для российского рыбохозяйственного бизнеса – реализация механизма «регуляторной гильотины» в рыбном хозяйстве.

Людмила Талабаева: «Нужно отметить, что действующая система нормативного правового регулирования экономических отношений, является одним из важнейших факторов, влияющих на социально-экономическое развитие страны. Чрезмерные административные барьеры являются серьезной проблемой, сдерживающей развитие предпринимательства в России. Избыточное правовое регулирование способствовало возникновению в обществе такого явления, как «предпринимательская апатия». По оценке экспертов, только на начало 2019 года в России действовало от  9 до 11 тыс. нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, проверяемые в рамках контрольно-надзорной деятельности».

Как отметила сенатор, большое количество устаревших и неактуальных норм, в том числе накопленных с советских времен, противоречащих друг другу требований, бессистемность правового регулирования, наличие избыточных административных издержек, многообразие возникающих на практике проблем при проведении контрольных мероприятий, а также развитие цифровых технологий предопределяют необходимость внедрения новых подходов,  направленных на кардинальное изменение системы государственного контроля.

В послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года Президентом Российской Федерации отмечалось, что одной из задач, которые необходимо решить для обеспечения высоких темпов экономического роста, является улучшение делового климата и качества национальной юрисдикции. Послание явилось отправной точкой проведения реформы контрольно-надзорной деятельности, которая предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы.

Что касается международного опыта, то, например, Южная Корея в течение 11 месяцев пересмотрела 11 тыс. требований, отменив порядка 50 % и упростив – 22 %. Мексика за 9 месяцев пересмотрела более 2 тысяч требований, из которых 54 % были отменены, 27 % - упрощены.

«Одним из инструментов устранения избыточных административных барьеров является механизм «регуляторной гильотины». Его смысл заключается в однократной отмене значительной части устаревших регулятивных, надзорных, разрешительных и прочих административных функций государства. Таким образом возможно говорить о формировании современной и эффективной системы обязательных требований, направленной на снижение социально значимых рисков и нахождении необходимого баланса между интересами государства, населения и хозяйствующих субъектов», - подчеркнула сенатор.

Также Людмила Талабаева рассказала, что в ноябре 2019 была создана Рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере рыболовства. В 2020 году продолжалась реализация системных мер по снижению административных барьеров и оптимизации регуляторной среды. За период деятельности рабочей группой рассмотрено 97 проектов разного уровня нормативных правовых актов. Необходимо отметить, что большинство указанных проектов рассматривалось неоднократно в ходе доработки.

Сенатор назвала основные предложения, касающиеся сокращения излишнего регулирования и связанных с ними затрат: это  контроль за  деятельностью промысловых судов в морских районах, ветеринарного контроля и транспортной безопасности (в том, числе требования, связанные с выходом и заходом в  порт).

Результатом работы по реформированию законодательства о контрольно-надзорной деятельности стало принятие федеральных законов от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях» и № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации». Эти законы содержат базовые правовые и организационные аспекты обновленной системы контроля. Их нормы станут фундаментом при принятии сопутствующих федеральных законов и подзаконных актов.

Кроме того, они позволят переместить акцент на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

 В области рыболовства приняты Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 146-ФЗ  «О внесении изменения в статью 432 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который направлен на оптимизацию деятельности по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов путем отмены плановых проверок, а также  Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который уточняет отдельные нормы, регулирующие промышленное и прибрежное рыболовство, устраняет пробел в действующем законодательстве, а также исключает излишние требования.

«Обновленная законодательная база будет способствовать не только решению существующих проблем, но и формированию условий для более плодотворного взаимодействия бизнеса с контролирующими органами в целях повышения гарантий защиты прав и законных интересов граждан при осуществлении предпринимательской деятельности», - подытожила парламентарий.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах