Примерное время чтения: 8 минут
2033

Миллиардные инвестиции и перспективы. Олег Кожемяко о сотрудничестве в АТР

Порты Приморья существенно увеличили грузоорот.
Порты Приморья существенно увеличили грузоорот. / Александр Колегов / АиФ

Заявленный Президентом нашей страны курс на Восток – это реальность сегодняшнего дня. И сегодня это направление требует большой и серьезной практической работы в ключевом регионе Дальнего Востока - Приморье.

Губернатор края Олег Кожемяко держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики региона. Развитие портов и транспортных коридоров в крае, модернизация погранпереходов на границе с Китаем, восстановление турпотоков с КНР. Это перечень основных вопросов, которые сейчас приходится решать приморским властям. Какие успехи уже достигнуты, рассказал губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

Олег Белов, vl.aif.ru: Какие преимущества есть у нашего региона в реализации заявленного Президентом курса на Восток?

Олег Кожемяко: Президент Владимир Путин назвал Сибирь и Дальний Восток «национальным приоритетом на весь 21-й век». И поставил задачу – сформировать представление о Востоке России как о регионе будущего, который несет успех тем, кто готов рискнуть и много работать. Время подтвердило правильность такой постановки целей.  Специфика Приморского края — в особой роли передового рубежа России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это транспортно-логистический, интеллектуальный, технологический и гуманитарный хаб нашей страны в регионе мира, который быстро развивается и приобретает всё большее значение. Благодаря особому вниманию федерального центра к нашему региону внедряются системные меры, с помощью которых в Приморье идут инвестиции, строится жилье, развивается сельская местность и инфраструктура, осуществляется поддержка ключевых проектов и производств. Всё это напрямую влияет на качество жизни дальневосточников.

- Китай для нас Приморского края сегодня – ключевой партнер во внешней торговле?

- Приморские деловые круги традиционно ориентированы на Восток. Основными торгово-экономическими партнёрами нашего края являются именно страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на их долю ежегодно приходится более 80% внешнеторгового оборота Приморья. По итогам 2022 года удельный вес Китая составил 57,5% от внешнеторгового оборота Приморья в стоимостном выражении. В целом в 2022 году внешнеторговый оборот края вырос почти на 20% – с 7,1 млрд долларов до 8,5 млрд долларов. В текущем году тенденция продолжается. При этом торговля с Китаем растет опережающими темпами.

Глава края на открытии объездной трассы в Шкотово. Эта дорога - часть транспортного коридора Приморье-1.
Глава края на открытии объездной трассы в Шкотово. Эта дорога - часть транспортного коридора Приморье-1. Фото: Из личного архивa/ Иван Дякин

- Что мы может предложить нашим партнерам. В какой продукции они больше всего заинтересованы?

-  Приморский край обладает значительным экспортным потенциалом. Спросом на азиатском рынке пользуются морепродукты, древесина и изделия из неё, сельскохозяйственные культуры (соя и кукуруза), качественные и экологически чистые продукты питания, в перспективе свинина, говядина, молоко. В планах – экспорт сжиженного природного газа (СПГ), гелия, метанола.

- Есть интерес у наших партнеров к работе в ТОРах Приморья, в Свободном порту?

- Льготные условия ведения бизнеса уже высоко оценили наши зарубежные партнеры и инвесторы. На этих территориях сегодня реализуется 42 проекта с участием китайского капитала, уже вложено семь миллиардов рублей. При этом объём заявленных инвестиций составляет 65 миллиардов рублей. Мы предложили потенциальным инвесторам участвовать в проектах по различным направлениям. Это развитие портовой, логистической, дорожной инфраструктуры, жилищное строительство, сельское хозяйство, создание высокотехнологичных производств. Наши инициативы нашли понимание у китайской стороны. Продолжаем работать дальше.

- Вы возглавляли делегацию Приморского края во время прошедшей недавно после долгого перерыва Харбинской торгово-экономической ярмарке. Насколько полезна для развития сотрудничества между нашими странами была этот визит, проявили ли интерес наши соседи к проектам, которые реализуются сейчас в нашем регионе?

- Было много встреч на самых различных уровнях – с первыми секретарями КПК провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, с мэрами приграничных с Россией городов (например, Хуньчунь, Суйфэньхэ), а также с китайским бизнесом. На всех площадках мы выдвигали прежде всего инициативы в области совершенствования транспортной логистики. Это совместное развитие транспортной дорожной и портовой инфраструктуры, реализация проектов строительства новых портов – таких как насыпной порт в Славянке, порт в бухте Суходол с зерновым терминалом. Предложили осуществлять транзит китайских грузов через железнодорожную и портовую инфраструктуру Приморья в южные китайские порты и страны АТР. В области сельского хозяйства для нашего края наибольший интерес представляет опыт китайских партнеров в сфере мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, по строительству объектов для хранения и переработке зерна, строительству тепличных комплексов.

- Работа на таких форумах, как Харбинская ярмарка, будет продолжаться?

- Открытие границ и курс России на Восток дали возможность вывести сотрудничество с Китаем на новый уровень. делегация Приморья планирует посетить ярмарку XIV ЭКСПО «Китай – Северо-Восточная Азия», которая состоится с 23 по 27 августа 2023 года в китайском городе Чанчунь. Планируем представить стенд для демонстрации и продажи своей продукции и провести В2В-переговоры. Уже сейчас заявки на участие для продажи своей продукции подали 50 предпринимателей.

- Как сегодня, в условиях санкций, работают наши порты?

- По поручению Президента совместно с федеральными органами власти мы разрабатываем программу ускоренного развития региона, после реализации которой будут увеличен грузооборот в два раза (со 149 до 311 млн тонн) за счет импорта грузов в контейнерах. При этом в разы увеличится масштаб экономики с ростом ВРП до 3,6 трлн рублей. Ведется проектирование и строительство новых портов с грузооборотом порядка 163 млн тонн –Суходол, «Вера», «Коулстар», ВМТП, ВСК, Аврора и другие. Создаются «сухие порты» общей мощностью до трех млн TEU в год. Один из крупнейших – на 1 млн TEU – строится в Артеме. Модернизируются существующие мощности. Общий объем инвестиций, направленных на реализацию крупных проектов по развитию портовой инфраструктуры до 2030 года, составит почти 400 миллиардов рублей. Планируется создать более 5,5 тысяч новых рабочих мест.

Наш регион - ворота в АТР.
Наш регион - ворота в АТР. Фото: АиФ/ Олег Белов

- Помимо портов надо модернизировать погранпереходы. Что делается в этом направлении?

- В течение четырех лет мощность международных пунктов пропуска вырастет в десять раз – со 120 до 1300 автомобилей в год. Приморский край ведет проектирование подъездов ко всем пунктам пропуска, часть проектно-сметной документации уже готова. Стоимость первоочередных объектов – 15,8 миллиарда рублей.

Мы также предложили продлить время работы автомобильных пунктов пропуска, расположенных на границе с КНР в Приморском крае (Пограничный – Суйфэньхэ,  Краскино – Хуньчунь, Полтавка – Дуннин, Турий Рог – Мишань) на четыре часа с перспективой их дальнейшего перевода на круглосуточный режим работы.

- Как вы видите развитие туристической отрасли Приморья?

- Мы рассчитываем, что в этом году в Приморье примет более 3,5 млн туристов, за первое полугодие совершено уже более 1,1 млн турпоездок. У нас прекрасное географическое положение, есть море, потрясающие видовые панорамы, бухты, острова, морепродукты. Мы развиваем разные форматы туризма. Пляжный, этнографический, гастрономический, экологический, событийный, спортивный. Сейчас край принимает активное участие в программах Минэкономразвития и корпорации «Туризм.РФ», которые предусматривают стимулирование инвестиций в отечественную туриндустрию. По поводу планов на будущее, конечно, необходимо отметить планы по созданию круглогодичного морского курорта в Хасанском округе.

- Что даст в целом реализация всех перечисленных Вами проектов?

- Стратегическая задача – вывести нашу экономику на новые рубежи. И у Приморья здесь – ключевая роль. Успешные и своевременные меры позволили не только преодолеть все негативные последствия санкций, но и дать новый импульс отечественным производителям. Деньги, которые прежде уходили из страны, теперь остаются в России, работают здесь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах