Приморье входит в тройку российских лидеров по объёму строительства. На этот год запланировано ввести 1 304 тысячи квадратных метров жилья. Но вместо комплексного развития территорий почему-то зачастую всё ограничивается хаотичной точечной застройкой. Юристы застройщиков находят лазейки в законодательстве, чтобы воткнуть очередную громадину посреди уплотнённых микрорайонов. Ситуация складывается катастрофическая.
Покатимся в бездну?
Более восьми лет лакомым куском для застройщиков остаётся земельный участок, отданный под автостоянку в районе Шилкинской, 4. В 2017 году архитектор Наталья Вишнякова сообщила изданию — территория переведена в зону высотной застройки, резидент Свободного порта Владивосток планирует построить 27-этажный дом.
«В этом месте, согласно перспективному плану развития города, должна была пройти транспортная развязка, — рассказала эксперт. — Когда стали раздавать землю под точечную застройку, идею зарубили полностью. Вокруг растут высотки, и если построят ещё одну, мы окажемся в западне».
В начале 20-х годов варварскую застройку удалось остановить. Однако в этом году администрация Владивостока вышла с предложением о проекте планировки территории в районе Шилкинской. Сразу несколько подрядных организаций решили освоить не только участок бывшей стоянки, но и часть земли вдоль проспекта «Красного знамени», 94-104. Одного многоэтажного дома теперь оказалось мало. Согласно проекту, в уплотнённом районе вырастет бизнес-центр, будут построены дополнительные помещения для торговли (наподобие рынка). Для пользы людей в план поставили детский сад на 300 мест.
«Бизнес-центр расположится на расстоянии 8 метров от дома „Красного знамени“, 98. Уже сейчас в старом здании 1978 года постройки началась деформация фундамента, — комментирует кадастровый инженер, судебный эксперт в области земельной и строительной экспертизы Альбина Бекетова. — Главным болезненным моментом является то, что дом находится на насыпи строительного грунта; если начнут копать большую яму, возможен обвал, мы „уедем“ вместе с нашими домами». Эксперт напомнила, как в 2024 году во Владивостоке, на улице Черняховского, на месте строительства двух высоток обрушился косогор. Вниз ушла часть дороги и опора освещения.
Специалист пришла к выводу — в целом проект сделан некачественно, в нарушение норм занижены расчёты по плотности населения. На самом деле плотность такая, что строить на склоне уже невозможно.
Принципиальный момент — застройщик ушёл от концепции комплексного развития территории. Поэтому при строительстве будут использоваться изношенные коммуникации. Не придётся компаниям самостоятельно и строить детский сад — эта задача ляжет на плечи администрации. Садик в проекте взгромоздили на сопку, в таком неудобном месте, что никто строить не возьмётся. Все доводы активисты обосновали в жалобе в прокуратуру.
Ситуацию прокомментировала депутат Законодательного собрания Приморья Наталья Кочугова:
«Город должен развиваться, и проекты планировки территорий должны создаваться по всему городу. Но, как правило, ППТ готовит застройщик, ставя свои интересы превыше всего. Поэтому и появляются на чертежах абсурдные детские сады на отвесных скалах или детские площадки, „отрезанные“ от домов. Я глубоко убеждена, что подобные проекты должна создавать только администрация Владивостока. Задача муниципалитета — непредвзято посчитать количество машиномест в районе, нуждаемость в соцучреждениях, парках и скверах, тротуарах и лестницах, рассчитать долгосрочную стратегию развития микрорайона», — поделилась народный избранник.
По мнению Натальи Кочуговой, подобные проекты должны проходить независимую государственную экспертизу, а не частную, которую оплачивает сам застройщик. «Но в настоящий момент у муниципалитета нет ни полномочий, ни человеческих ресурсов, чтобы перепроверять экспертизы частных компаний, зачастую перекосы и нарушения даже не замечают», — отметила депутат.
Тем временем по проекту планировки и межевания территории в районе ул. Шилкинская, 8 пришли результаты общественных обсуждений. За стройку проголосовало 69 человек, против — 435, то есть большинство. Окончательное решение по принятию или неприятию народных голосов должен вынести глава города.
Злополучный пятачок
В этом году в краевом министерстве архитектуры и градостроительной политики объявили о том, что каждый житель Приморья имеет право на предложения по внесению изменений в проекты генерального плана, правил землепользования и застройки Владивостока и Надеждинского округа. Этой возможностью воспользовались общественники Первомайского района.
«Просим вас принять к рассмотрению пожелания более 2050 горожан о строительстве спортивного комплекса с бассейном на месте „Спортивного рынка“ вместо многоэтажной застройки», — такое заявление было отправлено в Центр развития территорий.
История вкратце такова: в 2024 году, согласно проекту комплексного развития, на месте «Спортивного рынка» во Владивостоке запланировано строительство спортивного комплекса, школы, детсада и благоустройство набережной. Однако далее правительство сообщило о комплексной застройке, которая захватит и «Школьный рынок».
Согласно документу, в ближайшие годы планируют построить около 20 домов высотой до 44 этажей, 20-этажный бизнес-центр, в центре разместить стадион и крытый спортивный комплекс. Ряд экспертов уверены — хлипкая дорожная инфраструктура района не выдержит такой мощи.
«Ещё в 2021 году мы думали о строительстве спортивного комплекса с бассейном, школы и детского сада, и когда администрация начала сносить рынок, появилась надежда, что социальная справедливость восторжествует. Сейчас — большие сомнения. Зачем впихивать высотки с видом на железную дорогу?» — возмущается активистка района Элеонора Рассказова.
К слову, из Центра развития территорий жителям Первомайки пришёл ответ. «Ваш архив с подписями не скачивается, кроме того, заявление направлено в ЦРТ не по адресу. Выявлено несоответствие 59 ФЗ». В регистрации отказано.
И подобных прецедентов — воз и маленькая тележка. Точечная застройка на разных участках то отступает, то приближается. Снова вернёмся на восемь лет назад, когда разгорелся скандал на Океанском проспекте из-за намерений подрядчиков построить на тесном пятачке многоэтажный дом. Жильцов ближайших панельных девятиэтажек могло как каменным мешком накрыть — ни солнца, ни придомовой территории, ни нормальной дороги. Строительство отменили, а участок перевели в зону рекреации.
В этом году всё началось снова: территорию отгородили забором, где начали вырубать деревья. Это результат долгой судебной борьбы между застройщиком — «Порто-Франко 70» и администрацией Владивостока. В процесс включились Арбитражные суды Приморья и Дальнего Востока. В результате перевод в рекреационную зону злополучного пятачка признали недействительным. Подрядчик требует возместить ущерб мэрии. Народ безмолвствует.
Тупиковый путь
Ведущий экономист и демограф региона Юрий Авдеев не раз высказывал еженедельнику мнение о том, что «человейники», в строительство которых вкладываются огромные средства, — это тупиковый путь. Профессор выступает за расширение границ в сторону муниципалитетов и за развитие малоэтажной застройки.
Однако фанаты небоскрёбов не сдаются. И уже вырастают многоэтажные комплексы в районе пригорода, и наступают они на местных жителей частных подворий, и рушат дорожную инфраструктуру, ничего не предлагая взамен.
Эксперт в области земельной и строительной экспертизы Альбина Бекетова предлагает посмотреть трезвым взглядом в ближайшее будущее.
«Дома хрущёвской эпохи скоро физически устареют. Но плотность нынешней застройки не позволит заменить старые дома на новые. Это будет гораздо хуже, чем то, что происходит сейчас с бараками, которые невозможно снести — со всех сторон „откусили“ площади точечные стройки. И люди сидят в жутких условиях до аварийного состояния. Сегодня, поощряя недобросовестных подрядчиков, мы закладываем в будущее мину замедленного действия. Старые дома будут стоять до последнего. Ни один инвестор не зайдёт».
По открытым данным, из построенного в последние годы жилья продано 60%. Всю нагрузку по незакрытым кредитам берут на себя банки. Это заметно визуально, когда в сданных в эксплуатацию новостройках Владивостока в тёмное время суток не горит свет.
Школы в дефиците
В районе железнодорожной станции Чайка живут дети, которые добираются до далёких школ по дорогам, где нет пешеходных тротуаров, а потом ещё на общественном транспорте. Помощник депутата Госдумы Новикова, до которой дошла жалоба, пришла с проверкой, ужаснувшись — как родители отпускают детей, ведь те рискуют жизнью? Между тем ребятам отказывают в школьном автобусе. «Точки» разрастаются, нехватка школ становится критической.