Какое будущее ждет приморские моногорода, по каким методикам территории будут уходить от монозависимости – в аналитике администрации Приморья.
В прошлом году Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте Российской Федерации назвал модернизацию моногородов одним из 11 национальных проектов, реализация которого имеет стратегический статус для государства.
Приоритетный проект «Комплексное развитие моногородов», рассчитанный до 2025 года, охватывает 319 городов в 60 субъектах страны.
Муниципальное образование является монопрофильным, если:
– имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Федерации;
– численность его населения превышает три тысячи человек;
– численность работников градообразующей организации достигала в период пяти лет, предшествующих 2014 году, 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
– его градообразующая организация ведет деятельность по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству и (или) переработке промышленной продукции.
В Приморье к моногородам относятся девять территорий – города Дальнегорск, Арсеньев, Спасск-Дальний, поселки городского типа Лучегорск, Светлогорье, Ярославский, Восток, Новошахтинский и поселок Липовцы. Шесть монопрофильных муниципальных образований – второй категории, три – первой.
Справочно: первая категория – моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением; вторая категория – моногорода с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения; третья категория – моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией.
Моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением:
Ярославский. Год основания: 1951. Население 8,5 тысяч.
Градообразующее предприятие – ООО «Ярославская горнорудная компания».
Дальнегорск. Год основания: 1897. Население: 43,5 тысячи.
Градообразующее предприятие – АО «ГХК БОР»
Светлогорье. Год основания: 1985. Население: 1,6 тысячи.
Градообразующее предприятие – ООО «Лермонтовский ГОК»
Моногорода с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения:
Новошахтинский. Год основания: 1840. Население: 8,2 тысячи.
Градообразующее предприятие – разрезуправление «Новошахтинское»
Липовцы. Год основания: 1950. Население: 7,1 тысячи.
Градообразующее предприятие – шахтоуправление «Восточное»
Спасск-Дальний. Год основания: 1886. Население: 42 тысячи.
Градообразующее предприятие – АО «Спасскцемент»
Арсеньев. Год основания: 1902. Население: 53,1 тысячи.
Градообразующее предприятие – ПАО ААК «Прогресс»
Лучегорск. Год основания: 1965. Население: 19,6 тысячи.
Градообразующее предприятие – АО «ЛУР»
Восток. Год основания: 1980. Население: 3,9 тысяч.
Градообразующие предприятия – АО «Приморский ГОК», АО ГРК «АИР»
Для реализации социально-экономического потенциала монопрофильных территорий сформированы главные задачи проекта:
– диверсифицировать экономику моногородов;
– создать условия для привлечения инвестиций и развития бизнеса;
– создать новые рабочие места;
– сделать моногорода комфортными для жизни.
Для каждого моногорода разрабатывается паспорт развития. Помимо параметров реализации инвестиционных проектов на территориях документ расписывает шаги по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, здравоохранения, образования, объектов транспортной инфраструктуры, городской среды и по благоустройству.
Программа также синхронизирована с приоритетными проектами «Безопасные и качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды». Благодаря этим мерам в населенных пунктах отремонтируют центральные дороги, зоны регистрации и ожидания приема в поликлиниках, приобретут автомобили скорой помощи. К определению необходимых мероприятий планируется привлечь общественность.
Планируется, что реализация программы по развитию моногородов позволит снизить зависимость российских моногородов от работы градообразующих предприятий, создав к концу 2018 года 230 тысяч новых, не связанных с такими предприятиями, рабочих мест, – как следствие сократить число моногородов на 18 единиц. Цель программы также – привлечь инвестиции в основной капитал в объеме 317 миллиардов рублей.
Целый ряд мер поддержки предлагает Фонд развития моногородов. Один из инструментов – возможность участия в мероприятиях по подготовке команд, управляющих проектами развития этих территорий. В управленческую команду входят пять человек: обязательно глава города, представители органов исполнительной власти региона, градообразующего предприятия, инвестора или бизнеса. В настоящий момент в Московской Школе управления «СКОЛКОВО» уже проходит обучение команда Светлогорья. В 2017 году навыки развития территорий предстоит освоить и всем остальным восьми командам моногородов Приморья.
Следующая нефинансовая форма поддержки фонда – институт линейных менеджеров. В начале 2017 года куратор уже побывал в нескольких подшефных монопрофильных муниципальных образованиях края.
Еще одно важное направление развития моногородов – создание на их базе территорий опережающего социально-экономического развития. Приморский край направил в Минэкономразвития две соответствующих заявки – на ТОР в Дальнегорском городском округе и поселке Ярославский Хорольского муниципального района, также прорабатывается вопрос по Светлогорью.
Развитие моногородов будет осуществляться в новом формате – проектного управления. По словам главы Приморья, «в нынешней экономической и политической ситуации подход «от забора и до обеда» неприемлем». Эффективные государство и экономика требуют перехода на эффективные методы управления, убежден губернатор.