Федеральные власти не одобрили законопроект приморских депутатов о платных дорогах для грузовиков на подходах к пограничным пунктам. Об этом сообщили «Новости Владивостока на VL.ru». Идея, предложенная в прошлом году, столкнулась с критикой правительства и правового управления Госдумы. Эксперты предупредили: введение платы спровоцирует рост цен и конфликты с перевозчиками.
Суть инициативы — разрешить взимать деньги за проезд по дорогам к пунктам пропуска на границе, даже если нет бесплатной альтернативы. Авторы проекта настаивали: разрушенные трассы нужно реконструировать за счёт частных инвесторов. Но по действующему закону (статья 36 Федерального закона № 257-ФЗ) платные дороги возможны только при наличии бесплатных дублёров — исключение делается лишь для Крайнего Севера.
В правительстве выделили три главные проблемы проекта:
* Транспортные компании начнут искать объездные пути, увеличивая пробег фур;
* Логистические издержки приведут к подорожанию товаров для потребителей;
* Китайские и монгольские партнёры могут сократить поставки из-за роста расходов.
Из двенадцати действующих пунктов пропуска на Дальнем Востоке:
* три подключены к федеральным трассам;
* девять — к региональным дорогам;
Восемь пунктов обслуживают границу с Китаем, а четыре — с Монголией.
Аналитики подчеркнули: отсутствие бесплатных маршрутов ударит по самым загруженным направлениям. К примеру, 70% грузопотока через ДФО приходится на китайскую границу. Монгольские перевозчики, в свою очередь, могут перенаправить фуры на другие пункты пропуска, создав пробки на федеральных трассах.
Финансовая часть проекта тоже вызвала вопросы. Хотя авторы законопроекта заявили об отсутствии затрат для федерального бюджета, власти Приморья уже запросили 15,2 млрд рублей из госказны на софинансирование дорожных работ в 2026-2028 годах. При этом реконструкция ключевых трасс к границе уже включена в госпрограмму до 2036 года.
Попытка изменить федеральный закон даже не дошла до первого чтения. Региональным депутатам рекомендовали искать решения в рамках действующих правил. Как отметили в правительстве, инициатива создаёт риски для международной торговли без гарантий улучшения дорожной сети.