Примерное время чтения: 9 минут
387

Мотивация внутри

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Приморье № 23 09/06/2021
Дети дорастают до школьного возраста, но не меняют среду.
Дети дорастают до школьного возраста, но не меняют среду. / Фото из архива Светланы Котовой. / АиФ

Как на практике реализуется идея непрерывности в образовании?

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КолеСО» ЗАНЯЛИ ПРИЗОВЫЕ МЕСТА, ПРИНЯВ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ ИМЕНИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГА ЛЬВА СЕМЁНОВИЧА ВЫГОТСКОГО. О ПОБЕДИТЕЛЯХ В НОМИНАЦИИ «ПЕДАГОГ» СЕРГЕЕ СТОЛЯРЕ И АЛЕНЕ КОБЫШЕВОЙ «АИФ-ПРИМОРЬЕ» УЖЕ РАССКАЗЫВАЛ В ПРЕДЫДУЩИХ НОМЕРАХ. ПОРАДОВАЛИ КОЛЛЕКТИВ И ВОСПИТАТЕЛИ - ОЛЬГА ПАВЛОВА И МАРИНА БЫКОВА. ОНИ СТАЛИ ЛУЧШИМИ В КОНКУРСНОЙ НОМИНАЦИИ «НЕПРЕРЫВНОСТЬ», ВОЙДЯ В ПЯТЕРКУ ЛИДЕРОВ ИЗ 200 ПРЕТЕНДЕНТОВ.

Крупнейший конкурс в области дошкольного образования ежегодно проходит в Москве, собирая многотысячную аудиторию участников. Всего от Приморского края - пятеро победителей, из них четыре специалиста работают в «КолеСО», и это событие беспрецедентное для региона.

УЧИТЬСЯ ИНТЕРЕСНО

Идея гармоничного объединения разных ступеней образования (дошкольной, школьной, вузовской) родилась отнюдь не вчера и успешно реализуется там, где не боятся осваивать новые формы работы с детьми.

Мы находимся в АНО «Центр содействия развитию и популяризации семейного образования «КолеСО» Владивостока - в тёплом, дружелюбном, наполненном эмоциями и красками мире, энергичном и открытом образовательном пространстве. Там дети от 5 до 9 лет составляют одно целое, живут, творят, узнают много нового каждую минуту.  Они словно частички заряженного любознательностью электрического поля, находятся в постоянном движении.

 

 - Загрузив ребёнка школьной программой, вы можете отбить желание учиться ещё до начала учёбы как таковой, - считает основатель и соучредитель центра Светлана Котова. - Но и отмахнувшись от важных для него вопросов, мы рискуем упустить зарождающийся учебный интерес.

Дошкольная программа в центре опирается на внутреннюю мотивацию ребёнка к развитию. Педагоги на уровне дошкольного возраста стараются показать, что учиться - интересно. Творчество, спорт, игра, окружающий нас мир - это так же важно, как буквы, цифры и английский... Да что там, это гораздо важнее! Ребятам даётся выбор, возможность почувствовать, что значимо для них именно сейчас, у них возникает понимание, что путь познания мира во многом зависит от них самих.

ВЫРОСЛИ ОБЩАЯСЬ

Номинально в центре есть разделение на классы - первый и второй, и они обучаются в специальных студиях, есть дошколята  - «колёсики», и они располагаются в группе. Но очень часто, как бы ненароком, спонтанно, пространства, интересы и так называемые активности старших и младших детей пересекаются.

  - Накануне первоклассники подготовили мифологическую выставку в ходе изучения курса «Словообразование», - рассказывает Светлана Котова.  -  В экспозиции представлена многочисленная «нечисть» в поделках - русалки, водяные, лешие. Проект школьный, но выставлен в общей среде. Прибежала малышня и давай играть - распределили роли и тут же придумали сказку.

Младшие и старшие собираются вместе по утрам в спортивном зале на «общий круг» - обсудить самое важное, что предстоит сделать сегодня, завтра, в ближайшие дни. Рождаются новые идеи, проекты, игры, намечаются гости, походы, экскурсии, праздники. Кто-то из детей принёс морскую свинку, кто-то экзотическое насекомое - палочника. Питомцев селят в кабинете окружающего мира  - это настоящая лаборатория для исследователей. Малышам не терпится узнать,  что творится за дверями загадочной студии: как прорастает фасоль и как работает проектор.  Они подкрадываются на цыпочках, подслушивают, подсматривают. «Скоро, скоро в школу» - шепчут друг другу. Никакого страха, принуждения, мотивация к учёбе рождается внутри ребёнка, и это замечательно!

 

- Раньше я работала экономистом, - делится воспитатель центрапобедитель в номинации «Непрерывность»  международного конкурса им. Л. С. Выготского Ольга Павлова.  - Рождение дочерей изменило мою жизнь. Я решила найти для детей педагогов, которые увлечены своим делом. Посетив с дочерью летний лагерь, организованный центром,  я загорелась мыслью поделиться творческим опытом, и меня приняли на работу воспитателем.

 - Мы начинали работать на основе программы дополнительного образования, ориентированной на комплексное развитие дошкольников, - продолжает собеседник. - Я видела, как комфортно было моим девочкам в нашем «детском саду». Мы вместе придумывали активности, планировали мероприятия, творили и учились. Когда пришло время, это взаимодействие продолжилось  в школьном формате. Дети доросли до школьного возраста, но не поменяли среду и коллектив.

Сегодня Ольга Павлова ведёт в центре, по её словам, «нестрогие студии» - «занимательную филологию», «литературное чтение», «издательское дело» и «художественную каллиграфию». Задача - заразить ребят любовью к устным и письменным формам самовыражения, поэтому на её уроках много и увлеченно разговаривают, задумываются, вдохновенно пишут о сокровенном и важном. 

За время работы я осознала, что каждый ребёнок хочет быть услышанным,  - добавляет Ольга. -  Нужно просто показать, что то, что он чувствует и хотел бы выразить, - ценно. Так, в «Колёсике» появилась хорошая традиция - записывать высказывания детей на разные темы. За три года мы собрали уникальный архив. Мы видим, как ребята раскрываются, как вытаскивают на поверхность волнующие их вопросы и как готовы их решать. Мы и сами меняемся в этих беседах... Как всё это началось? Мы просто общались, а дети тем временем выросли.

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Одна из гениальных идей непрерывности образования в центре родилась как импровизация. Этот случай Ольга Павлова рассказала конкурсному жюри.  Однажды на переменке взрослые ребята (целых 8 лет!) вдруг спонтанно начали  «играть в школу» с дошколятами: учили их письменным буквам, пересказывали утренние уроки по естествознанию и даже пытались плести макраме. И это стало традицией - передача опыта старших младшим.  

 - Мы решили сделать этот процесс организованным, провели опрос среди ребят на предмет их желания выступить в роли учителя, наставника в «Колёсике», - поясняет Светлана Котова. - От предложений не было отбоя. Сегодня у нас составлен план мастер-классов, организуемых школьниками для дошколят, на несколько месяцев вперёд. Стоит ли удивляться, что «Колёсики», вступая в школьные ряды,  с лёгкостью справляются с программой второго класса начальной школы.

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

- Почему я выбрала центр «КолеСО»? Мне нравится бережное отношение педагогов к детям, - рассказывает победитель в номинации «Непрерывность» конкурса им. Выготского воспитатель Марина Быкова. - И я рада, что причастна к созданию непрерывной образовательной среды.

 

 День в дошкольной группе «Колёсико»  начинается с нескучной зарядки, каждый раз воспитатель включает новые элементы. Они полезны не только с точки зрения нагрузки и растяжки, но и с точки зрения развития моторики и мышления. Любимая подвижная игра - «Полоса препятствий», к которой с удовольствием подключаются школьники.

- Мы выбираем разноплановую деятельность, где у ребёнка есть выбор, - поясняет воспитатель.  -  Одним нравится валять шерсть, другим - клеить аппликацию. Кто-то может вообще не включиться в процесс, наблюдая со стороны. Я делюсь с ними тем, что умею и люблю сама, предпочитаю разные виды рукоделия. 

Во второй половине дня воспитанники «Колёсика» вливаются в образовательный процесс Центра, самостоятельно выбирая активности из открытых и разноплановых студий. В этом «образовательном путешествии» принимают участие также и ребята младшего школьного возраста, 7-9 лет. Непрерывность обучения и взаимодействия детей разных ролей и возрастов изначально заложена в концепцию организации. Роль воспитателя - ненавязчивое сопровождение.

- Иногда посещаю студии вместе с ними: помогаю сориентироваться в выборе, разрешить какие-то конфликты,  - дополняет Марина. -  А ещё я общаюсь с ребятами, интересуюсь их настроением, задаю провокационные вопросы, предлагаю подумать: а что если?

Марина Быкова рассказывает случай про непрерывность. Однажды она потеряла из виду Назара, мальчика 6 лет. Отправилась его искать и нашла сидящим у приоткрытой двери кабинета биологии.

 - Шёл урок по окружающему миру, что-то про перелетных птиц, - улыбается воспитатель. - Мальчик сидел открыв рот и слушал. Я оставила его, попросив после вернуться в группу. Эта история на том не закончилась. На следующий день Назар принес в центр укутанную в одеяло клетку с волнистым попугайчиком. Он решил показать своего друга детям и учителю биологии, а заодно выяснить - откуда он прилетел?

Время летит быстро:  малыши дорастают до школы и переходят первого сентября из «Колёсика» в «КолеСО». Как говорит Светлана Котова, они несут радостные воспоминания прошлого взаимодействия в их нынешнюю школьную жизнь. Знают друг друга, педагогов, с нетерпением ждут встречи и воспринимают каждого как близкого друга.

Передача опыта старших младшим стало традицией. 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах