Примерное время чтения: 9 минут
276

Судьбы или груда бетона? Чем важен музей-крепость во Владивостоке

№17. "АиФ-Приморье" №17 24/04/2024
Старт года Владивостокской крепости дали выстрелом из пушки.
Старт года Владивостокской крепости дали выстрелом из пушки. / Иван Дякин / Пресс-служба Правительства Приморского края

Нынешний год объявили в Приморье Годом Владивостокской крепости. Ему дали старт накануне. Музей на месте фортификационных сооружений, которые считаются одними из мощнейших в мире, появился лишь недавно.

Что за пять лет можно успеть сделать с комплексом, в состав которого входят десятки сооружений, как популяризовать один из крупнейших музейных объектов мира и стоит ли реставрировать форты и батареи до уровня замысла архитекторов, рассказал директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Виктор Шалай.

«Крепость» в крепости

– Виктор Алексеевич, количество оборонительных сооружений Владивостока огромно. Что именно включено в музейный комплекс «Владивостокская крепость»?

– Город с момента постройки заботился о своей обороне. И заботился по сегодняшний день, это тоже факт. Владивостокская крепость закончила свою жизнь в 1922 году. Всё остальное: Ворошиловская батарея, иные оборонительные сооружения, созданные в годы Советской власти, – может называться владивостокским укрепрайоном.

Есть указ президента от 1996 года о признании комплекса сооружений «Владивостокская крепость» памятником федерального значения. В нём перечислено всё, что на сегодняшний момент относится к комплексу. И это далеко не каждый объект, построенный для защиты города. Нельзя сказать, что всё, что связано с обороной, это и есть крепость.

– А сколько всего объектов вошло в музейный комплекс?

– В список объектов федерального значения, относящихся к Владивостокской крепости, внесён 101 объект. Нам на сегодняшний день передана ответственность за 66.
Часть министерство обороны ещё не освободило и не освободит в ближайшие несколько лет. Но, в конце концов, мы получим около 85 объектов из 101.

– И все предполагаете использовать в качестве музейной экспозиции?

– Не все. И даже не половину. Учитывая, что у объектов разная типология – форты, батареи, построенные до Русско-японской войны и после. Можно было бы взять каждого типа по одному объекту и довести до первоначального замысла. Новосильцевская батарея уже приведена в вид максимально близкий. Да, там пушки не совсем той марки, которые были. Но остаётся закончить лишь некоторые детали.

А другие сооружения потребуют огромного объёма работ.

Эталон будущего

– Объекты крепости уже используются в культурной жизни Владивостока. Публика восприняла этот антураж?

– Мы видим в своей деятельности эффект, которого мы не прогнозировали. А он происходит всегда, когда люди хорошо делают свою работу. Люди, которые прикасаются к этому, по-другому уже не хотят. Не хотят хуже. Мы создаём некую константу, с которой люди хотят сверять то, что будет дальше. И таким образом мы позволяем расти себе и всем остальным партнёрам, которыми являются в том числе и администрация города, и правительство Приморского края. Мы очень гордимся теми добрыми отношениями, которые выстроились между нами и мэрией и краевым правительством. Мы делаем общее дело, которое формирует другую реальность.

– На первый взгляд крепость – довольно узкое и однообразное пространство. Способно ли оно меняться?

– Это вопрос ракурса, точки зрения. Когда мы говорим о работе с ребёнком, мы говорим о том, чтобы вместе с ребёнком учиться видеть эти ракурсы.

С одной стороны, это груда бетона. С другого ракурса – набор судеб. На фоне бетона возникают герои. Если ты пришёл с учителем физики, это работающие законы физики, принявшие вот такую форму. Учитель геометрии, учитель биологии покажут, что крепость – это не просто груда бетона, а прекрасное сложное сооружение, увитое растениями, а в лесу вокруг неё живут какие-то животные.

То есть крепость позволяет через свои формы, в том числе природные, составлять ребёнку картину мира. Эта реальность перестаёт быть умозрительной и создаёт сильную эмоциональную привязку, как вид из окна, полёт бабочек или запомнившийся день рождения. И мы должны создавать эти эмоциональные якоря, наполнять их контекстами.

Дети – наша приоритетная аудитория. Это важно и для города, и для памятника – успеть вырастить сейчас аудиторию, которая станет своей через 20 лет.

Год крепости

– 2024-й объявлен Годом Владивостокской крепости в Приморском крае. Чего хотел добиться губернатор?

– Нужно сначала ответить на вопрос, зачем вообще государство за это взялось? Главное – чтобы сохранить. Если мы сегодня, в нашем поколении, не находим ответа на вопрос, что мы с этим будем делать, то мы хотя бы сохраняем. А следующие поколения смогут найти ответ, даже не зная, сколько мы здесь претерпели. Мы – это музейщики, инспекция по охране культурного наследия, администрации края и города, Министерство культуры Российской Федерации, имущественный департамент Министерства обороны. Сколько времени и усилий уделяется сегодня сохранению этих объектов – это беспрецедентно для истории Владивостока!

– Крепость станет туристическим объектом?

Въездной туризм, по нашим представлениям, ещё не пришёл в себя после пандемии и ограничений. У нас нет такого турпотока, которому было бы недостаточно Новосильцевской батареи, форта Поспелова, 7-го, 1-го фортов и 13-й батареи. Пять объектов разного типа. Они имеют все сервисы, кроме еды. Билеты, чистота, санитарные зоны, охрана. На существующий спрос этого хватает.

Но можно фиксировать развитие мобильности российского туриста. Люди начали открывать для себя Родину. Многие приезжают сами по себе, стихийно, не покупая путёвок. Их нужно ловить на подходе. Это работа туристско-информационного центра Приморского края, работа с информационными ресурсами, возможность постоянно держать индекс цитируемости и в СМИ, и в Интернете. Нужно формировать образ города и убеждать людей принять решение приехать сюда. Это долгий процесс.

– То есть Год крепости – мероприятие большего, чем краевой, масштаба?

– Сейчас идеальное время сконцентрироваться на работе по формированию образа крепости для всех россиян. Это не работа в экскурсионном формате. Мы работаем на создание образа будущего через 20, 30, 50 лет.

Может появиться большое хорошее кино. Это может быть миф. И может быть правда. Объекты крепости могут быть идеальными декорациями, к примеру, для съёмок фильма об истории Порт-Артура. Для многих будет открытием, что всё это во Владивостоке. Вопрос – кто сочинит эту историю.

Сегодня крепость для местных жителей – место, куда лазили в детстве. Она должна стать местом, куда обязательно надо сводить приехавших издалека друзей.

Под охраной

– Музей часто упрекают, что вся работа сводится к установке шлагбаума и взиманию денег за билеты. Претензия справедлива?

– Да, критика неизбежна. Со стороны выглядит так, что, получая миллионы рублей, мы никак не можем показать результат. Но это не так. Люди, приезжая на Новосильцевскую батарею, на 7-й форт, даже на форт на Днепровской, где объект посреди жилого квартала был превращён в туалет и свалку, отмечают, что стало чище. Мы вывезли оттуда огромное количество железа и стекла. Теперь можно не бояться туда приходить.

А там, где мы зарегулировали вход и начали продавать билеты, горожане поняли, что отдать небольшую сумму за вход – не дорого. Но на объекте теперь безопасно и чисто. О памятнике и о посетителях позаботились.

– Сапёрный редут № 4 освобождён от авторынка. Что там будет дальше?

– Там предстоит огромная работа. Во-первых, мы не знаем, что находится в рвах. Это всё ещё земли Министерства обороны. Лет 35 там был рынок. Мы не можем прямо сейчас гарантировать безопасность объекта.

А в идеальной картине мира это тематический исторический парк. Правильное ландшафтное зонирование, игровые зоны, освещение, кафе, безопасность, видовые обзорные раскрытия.

– Вы считаете уход рынка своей победой?

Я бы не хотел, чтобы у жителей Владивостока складывалось ощущение, что мы с коллегами являемся противниками автомобильного рынка «Зелёный угол». Мы такая же часть города, как и он. Что дальше будет происходить на рынке, далеко от моих полномочий. С территории исторического объекта и охранной зоны рынок ушёл.

– А поддержку такие мероприятия находят?

– Некоторые реакции людей нас даже удивляют своей решительностью. Вот захотели ребята признаться в любви и написать аэрозольным баллончиком. А совсем недавно было невозможно представить, что их остановят. Всем было всё равно. Но кто-то сообщил в правоохранительные органы. Можно рассуждать о соразмерности ответа Следкома. Но меня порадовало поведение горожан, уже понимающих, что это памятник и что он должен быть сохранён. Я не сторонник доносов, но люди уже умеют выйти из машины и сказать нарушителю: «Не гадь здесь».

Так же администрация Владивостока, журналисты добровольно выходят на Сапёрный редут № 4 и вместе с нами выгребают оттуда огромное количество мусора. Понимая, что наступил момент общей ответственности. Не будет никакого будущего ни у города, ни у памятника, ни у крепости, если мы не возьмём на себя ответственность. Пока не будет критической массы горожан, готовых взять это на себя, любые вложенные в объекты крепости деньги будут потрачены зря.

ДОСЬЕ

Шалай Виктор Алексеевич.

Директор музея-заповедника «Владивостокская крепость».

Выпускник исторического факультета ДВГУ. Работать в Музее им. Арсеньева начал, ещё будучи студентом истфака ДВГУ. С 2011 года – директор музея.

Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Председатель Общественного совета при Минвостокразвития России.

Председатель Ассоциации музеев Дальнего Востока и Сибири.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах