aif.ru counter
173

«На штурм знаний». Подготовка к школе - большая нагрузка для ребёнка

АиФ-Приморье №5 03/02/2016
К тёплой встрече со школой приходится готовиться с морозного февраля.
К тёплой встрече со школой приходится готовиться с морозного февраля. © / Евгения Обымахо / АиФ

Несомненно, первый класс - стресс для всей семьи. Между тем, не только школьный старт, но и процесс подготовки к школе требует от родителей всё больше усилий. Приучать ребёнка к парте начинают с ранних лет. Оправдывает ли себя система интенсивного тренинга? К чему именно мы готовим детей?

Не успел родиться

Игра - главный способ познания ребёнком окружающего мира. Она предполагает развитие фантазии, творчества и свободы.

- Вы когда-нибудь обращали внимание на пытливые, каждую секунду что-то ищущие глаза малышей? - говорит психолог Татьяна КАЦУРА. - Этот мир и все его составляющие они пытаются потрогать, пощупать, попробовать на вкус. А как настойчиво они начинают ходить! Падают и встают снова и снова. Это великолепное качество, и куда оно потом девается – вопрос только к взрослым.

Скоростное чтение, высшая математика, иностранные языки с рождения! Масса странных для юного возраста методик, пугающих глубиной и серьёзностью. Сторонники раннего развития старательным мамам все уши прожужжали: «Не упустите, после двух лет будет поздно!». «В три года – как минимум читать наизусть все басни Крылова», - безапелляционно заявляет одна из сторонниц теории о детях-индиго. Вспоминается анекдот про ребёнка-вундеркинда, который быстро всего достиг и так же быстро состарился.

- Что такое парта, наши дети знают с четырёх лет, - рассказывает Марина ЯКОВЛЕВА, преподаватель курсов подготовки к школе Владивостока. - К семи годам по уровню развития они выгодно отличаются от сверстников и даже старших ребят. У них лучше развита речь, рука. Они бегло читают и быстро решают задачи. Ведь уже в первом классе учителя проводят тестовые занятия на технику чтения, математику. В центре внимания два момента: скорость и количество ошибок. Детей уже готовят к выпускному экзамену в четвёртом классе.

Примечательно, что в первом классе есть буквари для нечитающих детей и для тех, кто читать научился.

- Мне жаль неподготовленных ребят и их родителей, - делится Людмила ГРИГОРЬЕВА, мама первоклассницы. – Дабы наверстать упущенное, они занимаются с детьми каждый день по несколько часов. На первоклассников и без того ложится невероятная нагрузка: новое окружение, новые правила, необходимость сидеть от звонка до звонка. Согласно нынешним образовательным стандартам в первом классе домашнее задание не задают. На деле - неофициально задают всем. Нет оценок, есть бонусы. Скажем, в нашем классе учительница за хороший ответ даёт определённое количество листочков, которые потом ребята наклеивают на дерево. Сравнивают, у кого дерево больше наряжено. Оценки в школе дают изначально.

Десяток групп дошкольной подготовки работает только в одном Владивостоке, и друг от друга они мало чем отличаются. Один и тот же набор образовательных услуг: чтение, письмо, развитие речи. Логопед и психолог. Все обещают игровую форму. На практике, говорят родители, в группах имитируют школьные уроки. Возможно, в упрощённом варианте. Но парта слишком рано и бесповоротно ограничивает свободу.

Кому - учить, кому - любить

- Хочу дать своим детям шанс быть выше среднестатистического человека,- говорит Роман, водитель такси, отец двоих детей.

За «шанс» нужно платить, около 15 тысяч в месяц за каждого ребёнка. Для активно работающего папы это по силам. Но получит ли он в итоге желаемое? И будут ли ему благодарны дети? Коммерческое образование – отдельная тема для обсуждения. Есть у нас бесплатные специализированные школы нарасхват: с китайским, английским уклоном, куда принимают бесплатно всех желающих.

- Родители, отдающие ребёнка в школу с уклоном, должны быть готовы к большим нагрузкам, - рассказывает Анна ЩУКИНА, мама 10-летнего мальчика, - Там не учат. Предполагается, что мама дома с ребёнком всё делает сама, а в школе лишь проверяются знания. Чистописания в принципе нет, помните, как мы старательно выводили – писали палочки, крючки, галочки? Негласное правило: дошкольник обязан походить по всевозможным репетиторам, преподавателям, носителям языка. В итоге дети просто скучают на уроках. А если ребёнок развивался нормально, без фанатизма, если родители не воспитывали из него гения? Порой дети вообще не понимают, что происходит на уроках.

Сколько внимания должен уделять родитель ребёнку-первокласснику? Об этом спорят педагоги, психологи.

- Учителям порой намного проще с детьми, чем с родителями, - признаётся Лариса ГАМЗАЕВА, учитель начальных классов. - Общение в семьях сводится к минимуму. Есть родители, которые и вовсе отстраняются от учебного процесса. Возникает проблема потребительского отношения к школе как к некой образовательной услуге. Трудно ли уделить ребёнку несколько минут, в игровой форме повторить алфавит, решить задачу? Убеждена, что обучение - обоюдный процесс, и родители должны учителям помогать. Плыть с нами одним кораблём.

- Родитель должен ребенка, прежде всего, любить, - парирует Анна Щукина. - Принимать его с любыми оценками. А учить - задача педагога. Преподавательский опыт приобретается годами. Родитель не может заменить учителя.

В зоне развития

В одной из частных школ Владивостока родителям запрещают подходить к ребёнку во время выполнения домашнего задания. Скажете, крайность? Нет, краеугольный принцип авторской методики. Учиться - легко. И учить – одно удовольствие.

В частных учреждениях – небольшие классы, индивидуальный подход, учителя, зажигающие фейерверком идей. Впрочем, и обычные школы стараются перестраиваться, переходя на гибкую структуру урока. Тогда в первом классе исчезает разделение на скучающих и отстающих.

- Разный уровень подготовленности детей к школе всегда был большой проблемой для учителей, - говорит Елена ТРЕГУБОВА, директор средней школы № 83 Владивостока. - Новые технологии позволяют создавать уроки разного уровня, давать ученикам разные задания. Задача преподавателя – грамотно направлять каждого ребёнка «в зону ближайшего развития». В итоге кто не умеет читать - научится, кто умеет – будет развиваться дальше. Конечно, первоклашки остаются самыми трогательными, самыми обожаемыми учениками. Они могут подойти, обнять и признаться в любви.

Педагоги сходятся во мнении: нет необходимости штурмовать школьную программу заблаговременно. Призывают родителей к семейным чтениям, развитию мелкой моторики и социальной адаптации. Трамплин групп подготовки помогает достичь высот в первый год. Затем школа берёт своё. К средним классам главной становится заинтересованность в предмете.

Лилия ГРИБОЕДОВА

Мнение эксперта

Шалва АМОНАШВИЛИ, доктор психологических наук, профессор, автор концепции гуманной педагогики:

- Ребёнок хотел увидеть радостного, весёлого учителя, вместе с ним получить новый важный для него статус. А что взамен? Приказы, распоряжения: «Сели-встали!», «Почему не пишешь?». Шаблонные уроки быстро надоедают. Первоклассников убеждают: «Мы готовим вас к жизни». Но дети не готовятся к жизни, они просто живут! Чего мы хотим от первоклассника? От выпускника школы? Стандартов? Результатов ЕГЭ? А если цель - в воспитании лучших человеческих качеств, таких как благородство, великодушие, гуманизм? Это четвёртое измерение, о котором знали Пушкин, Достоевский, Руставели. Этому нужно учить детей.

Мнение власти

Людмила КРУПИНА, начальник отдела общего образования мэрии Владивостока:

- Сегодня у родителей есть право свободного выбора школы. Но не все желающие попадают туда, куда хотят. Во Владивостоке ажиотаж складывается вокруг гимназий, школ с углублённым изучением иностранных языков. В целом, в выборе школы могут помочь сайты, которые есть у каждого образовательного учреждения. Они наглядно рассказывают, по какой программе работает школа, о дополнительном образовании. Многих интересуют пансионат, группы продлённого дня. Нужно учесть, что сегодня образовательный стандарт один на всех. Программы различаются лишь методическим комплектом.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах