Несомненно, первый класс - стресс для всей семьи. Между тем, не только школьный старт, но и процесс подготовки к школе требует от родителей всё больше усилий. Приучать ребёнка к парте начинают с ранних лет. Оправдывает ли себя система интенсивного тренинга? К чему именно мы готовим детей?
Не успел родиться
Игра - главный способ познания ребёнком окружающего мира. Она предполагает развитие фантазии, творчества и свободы.
- Вы когда-нибудь обращали внимание на пытливые, каждую секунду что-то ищущие глаза малышей? - говорит психолог Татьяна КАЦУРА. - Этот мир и все его составляющие они пытаются потрогать, пощупать, попробовать на вкус. А как настойчиво они начинают ходить! Падают и встают снова и снова. Это великолепное качество, и куда оно потом девается – вопрос только к взрослым.
Скоростное чтение, высшая математика, иностранные языки с рождения! Масса странных для юного возраста методик, пугающих глубиной и серьёзностью. Сторонники раннего развития старательным мамам все уши прожужжали: «Не упустите, после двух лет будет поздно!». «В три года – как минимум читать наизусть все басни Крылова», - безапелляционно заявляет одна из сторонниц теории о детях-индиго. Вспоминается анекдот про ребёнка-вундеркинда, который быстро всего достиг и так же быстро состарился.
- Что такое парта, наши дети знают с четырёх лет, - рассказывает Марина ЯКОВЛЕВА, преподаватель курсов подготовки к школе Владивостока. - К семи годам по уровню развития они выгодно отличаются от сверстников и даже старших ребят. У них лучше развита речь, рука. Они бегло читают и быстро решают задачи. Ведь уже в первом классе учителя проводят тестовые занятия на технику чтения, математику. В центре внимания два момента: скорость и количество ошибок. Детей уже готовят к выпускному экзамену в четвёртом классе.
Примечательно, что в первом классе есть буквари для нечитающих детей и для тех, кто читать научился.
- Мне жаль неподготовленных ребят и их родителей, - делится Людмила ГРИГОРЬЕВА, мама первоклассницы. – Дабы наверстать упущенное, они занимаются с детьми каждый день по несколько часов. На первоклассников и без того ложится невероятная нагрузка: новое окружение, новые правила, необходимость сидеть от звонка до звонка. Согласно нынешним образовательным стандартам в первом классе домашнее задание не задают. На деле - неофициально задают всем. Нет оценок, есть бонусы. Скажем, в нашем классе учительница за хороший ответ даёт определённое количество листочков, которые потом ребята наклеивают на дерево. Сравнивают, у кого дерево больше наряжено. Оценки в школе дают изначально.
Десяток групп дошкольной подготовки работает только в одном Владивостоке, и друг от друга они мало чем отличаются. Один и тот же набор образовательных услуг: чтение, письмо, развитие речи. Логопед и психолог. Все обещают игровую форму. На практике, говорят родители, в группах имитируют школьные уроки. Возможно, в упрощённом варианте. Но парта слишком рано и бесповоротно ограничивает свободу.
Кому - учить, кому - любить
- Хочу дать своим детям шанс быть выше среднестатистического человека,- говорит Роман, водитель такси, отец двоих детей.
За «шанс» нужно платить, около 15 тысяч в месяц за каждого ребёнка. Для активно работающего папы это по силам. Но получит ли он в итоге желаемое? И будут ли ему благодарны дети? Коммерческое образование – отдельная тема для обсуждения. Есть у нас бесплатные специализированные школы нарасхват: с китайским, английским уклоном, куда принимают бесплатно всех желающих.
- Родители, отдающие ребёнка в школу с уклоном, должны быть готовы к большим нагрузкам, - рассказывает Анна ЩУКИНА, мама 10-летнего мальчика, - Там не учат. Предполагается, что мама дома с ребёнком всё делает сама, а в школе лишь проверяются знания. Чистописания в принципе нет, помните, как мы старательно выводили – писали палочки, крючки, галочки? Негласное правило: дошкольник обязан походить по всевозможным репетиторам, преподавателям, носителям языка. В итоге дети просто скучают на уроках. А если ребёнок развивался нормально, без фанатизма, если родители не воспитывали из него гения? Порой дети вообще не понимают, что происходит на уроках.
Сколько внимания должен уделять родитель ребёнку-первокласснику? Об этом спорят педагоги, психологи.
- Учителям порой намного проще с детьми, чем с родителями, - признаётся Лариса ГАМЗАЕВА, учитель начальных классов. - Общение в семьях сводится к минимуму. Есть родители, которые и вовсе отстраняются от учебного процесса. Возникает проблема потребительского отношения к школе как к некой образовательной услуге. Трудно ли уделить ребёнку несколько минут, в игровой форме повторить алфавит, решить задачу? Убеждена, что обучение - обоюдный процесс, и родители должны учителям помогать. Плыть с нами одним кораблём.
- Родитель должен ребенка, прежде всего, любить, - парирует Анна Щукина. - Принимать его с любыми оценками. А учить - задача педагога. Преподавательский опыт приобретается годами. Родитель не может заменить учителя.
В зоне развития
В одной из частных школ Владивостока родителям запрещают подходить к ребёнку во время выполнения домашнего задания. Скажете, крайность? Нет, краеугольный принцип авторской методики. Учиться - легко. И учить – одно удовольствие.
В частных учреждениях – небольшие классы, индивидуальный подход, учителя, зажигающие фейерверком идей. Впрочем, и обычные школы стараются перестраиваться, переходя на гибкую структуру урока. Тогда в первом классе исчезает разделение на скучающих и отстающих.
- Разный уровень подготовленности детей к школе всегда был большой проблемой для учителей, - говорит Елена ТРЕГУБОВА, директор средней школы № 83 Владивостока. - Новые технологии позволяют создавать уроки разного уровня, давать ученикам разные задания. Задача преподавателя – грамотно направлять каждого ребёнка «в зону ближайшего развития». В итоге кто не умеет читать - научится, кто умеет – будет развиваться дальше. Конечно, первоклашки остаются самыми трогательными, самыми обожаемыми учениками. Они могут подойти, обнять и признаться в любви.
Педагоги сходятся во мнении: нет необходимости штурмовать школьную программу заблаговременно. Призывают родителей к семейным чтениям, развитию мелкой моторики и социальной адаптации. Трамплин групп подготовки помогает достичь высот в первый год. Затем школа берёт своё. К средним классам главной становится заинтересованность в предмете.
Лилия ГРИБОЕДОВА
Мнение эксперта
Шалва АМОНАШВИЛИ, доктор психологических наук, профессор, автор концепции гуманной педагогики:
- Ребёнок хотел увидеть радостного, весёлого учителя, вместе с ним получить новый важный для него статус. А что взамен? Приказы, распоряжения: «Сели-встали!», «Почему не пишешь?». Шаблонные уроки быстро надоедают. Первоклассников убеждают: «Мы готовим вас к жизни». Но дети не готовятся к жизни, они просто живут! Чего мы хотим от первоклассника? От выпускника школы? Стандартов? Результатов ЕГЭ? А если цель - в воспитании лучших человеческих качеств, таких как благородство, великодушие, гуманизм? Это четвёртое измерение, о котором знали Пушкин, Достоевский, Руставели. Этому нужно учить детей.
Мнение власти
Людмила КРУПИНА, начальник отдела общего образования мэрии Владивостока:
- Сегодня у родителей есть право свободного выбора школы. Но не все желающие попадают туда, куда хотят. Во Владивостоке ажиотаж складывается вокруг гимназий, школ с углублённым изучением иностранных языков. В целом, в выборе школы могут помочь сайты, которые есть у каждого образовательного учреждения. Они наглядно рассказывают, по какой программе работает школа, о дополнительном образовании. Многих интересуют пансионат, группы продлённого дня. Нужно учесть, что сегодня образовательный стандарт один на всех. Программы различаются лишь методическим комплектом.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть