Туризм в Приморье растёт: на момент подготовки номера иностранцам выдано 37,9 тысячи электронных виз, дающих право въехать в Свободный порт Владивосток.
А ведь едут и обычным способом, счёт идёт на сотни тысяч гостей. Чем больше туристов приезжает, тем больше заграничной валюты попадает в региональную казну, появляются средства на развитие туристкой инфраструктуры, за ней - новые рабочие места, профессии, перспективы. И, тем не менее, не все приморцы с радостью отзываются об увеличении потока иностранцев?
Вкусные цены
- Большинство гостей из Китая приезжают к нам с единственной целью - быстро и недорого купить различные предметы роскоши: одежду европейских брендов, духи, золотые украшения. Ходить по улицам и искать магазины они не хотят, тактика другая: завидев из окна автобуса очередной торговый центр или ювелирный магазин, они дружно очень громко требуют немедленно остановиться. Водитель включает аварийные огни, выпускает пассажиров: возможные штрафы его почему-то не волнуют, - на правах анонимности рассказала сотрудница одной из туристических фирм Владивостока. - Поведение туристов в магазинах похоже на налёт: они как стая саранчи без церемоний сбрасывают всё подряд в корзины, расталкивая онемевших от шока других покупателей, и бегут на кассу. Среднее время такой нелегальной стоянки - около получаса, ведь гостям нужно успеть посетить максимально возможное количество бутиков. Сейчас, когда курс юаня равен примерно 10 рублям, наши цены им кажутся очень «вкусными».
Автомобилисты подтвердят: в часы шопинга иностранцев на центральные улицы города лучше не выезжать. Благодаря туристическим автобусам, стоящим на «аварийках» на автобусных остановках, под знаками «Стоянка и остановка запрещена» и даже на проезжей части, Владивосток охватывают многокилометровые пробки.
- Проезжую часть в центре Владивостока и так нельзя назвать широкой, а когда большие автобусы полностью закрывают собой левую сторону, ездить становится просто невозможно. Две полосы, более-менее пригодные для нашего очень активного транспортного потока, в некоторых местах превращаются в примерно 0,8 одной. Два потока вынуждены сливаться в один, чтобы проехать два-три метра и снова рассредоточиться на дороге. Таких «вдруг сломавшихся» автобусов на Светланской может быть несколько. Как результат - многокилометровый затор в «сердце» города даже не в час пик. И это мы не говорим о штрафах, которые могут грозить горе-автомобилисту за пересечение двойной сплошной и выезд на полосу встречного движения, чтобы объехать туристический автобус, - высказалась автолюбительница Виктория Илларионова.
- Туризм развивается семимильными шагами во Владивостоке. По подсчётам прошлого года, к нам приехали более четырёх миллионов гостей со всей России и зарубежья. От туристов сплошная польза: они пополняют казну, популяризируют наш край. Администрация Владивостока приветствует туристов в городе, но всё же хотелось бы напомнить туроператорам о соблюдении правил перевозки пассажиров и стоянки. Пожалуйста, проведите профилактическую работу с гидами и водителями. Штрафы никто не отменял, - отметила сотрудник мэрии Виктория Лебединец.
Исторический промах
Проблемой неправильной парковки туристических автобусов во Владивостоке занялся и Туристско-информационный центр Приморского края. Главный шаг к разрешению «дорожного коллапса» в дни приезда иностранных гостей уже сделан: установлены первые дорожные знаки, обозначающие специальные места для парковки транспорта для туристов, в двух самых популярных местах города.
- Знаки «Парковка для туристических автобусов» мы установили на Корабельной набережной и на площади Борцов за Власть Советов, чуть дальше автобусной остановки в сторону Луговой. Знаки прошли освидетельствование в ГИБДД - схема парковки расчерчена уполномоченными инспекторами. Предполагалось, что туристический транспорт сможет парковаться на центральной площади, но мы столкнулись с негативом со стороны участков общегородской продовольственной ярмарки, которые в пятницу и субботу занимают всю площадь без остатка, - рассказала директор ТИЦ Приморья Дарья Гусева.
Эксперт отметила, что проблема с разгруженным транспортным потоком Владивостока заключается не в людях, автобусах или туристах, а в особенностях рельефа.
- Наш город вписан в рельеф небольшого полуострова, шириной чуть больше 20 километров. Центральная его часть очень компактная, а потому первые проектировщики Владивостока при застройке поделили будущий город на маленькие кварталы. Никто в XIX веке не предполагал, что спустя 100 лет Владивосток станет одним из самых автомобилизированных городов страны и уж тем более что здесь будут курсировать автобусы с туристами, - отметила директор центра.
Экскурсии без вранья
Всё, что остаётся местным жителям, относиться с пониманием к временным неудобствам, а перед властями стоит задача в кратчайшие сроки решить проблему. Одно из оптимальных решений: строительство новых торговых центров в разных районах города, чтобы туристы, приехавшие на шопинг, плавно рассредоточивались по всему Владивостоку, а не «кучковались» в центре.
- Это временная проблема, которая решится вместе с развитием наших торговых центров - благодаря этому мы сможем оптимизировать туристические шопинг-маршруты. Некоторые группы уже целенаправленно выводятся не в центр, а, например, в «Черёмушки» на Чуркин или «Дружбу» на Второй речке. Как только разовьётся та же «Седанка-Сити», поток гостей уйдёт за город, - отметила директор ТИЦ.
Говоря о проблемах туризма во Владивостоке нельзя не затронуть тему неквалифицированных гидов-иностранцев, рассказывающих об истории города полную чушь. На этом поприще преуспели те же жители Поднебесной: в качестве экономии туристы привозили с собой «человека, кое-что знающего про Владивосток». Жители «города у моря» приходили в неописуемый ужас от россказней псевдогидов.
Указанная проблема фактически решена. Во-первых, помогла добровольная аттестация приморских гидов, благодаря которой в крае существенно увеличилось количество квалифицированных кадров и повысился уровень безопасности на туристических маршрутах. Во-вторых, после вмешательства правоохранительных органов по краю прошла большая волна депортаций и арестов «экскурсоводов». Теперь нелегальные гиды попросту боятся приезжать во Владивосток.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Сотрудник отдела пропаганды ГИБДД Владивостока Светлана Демиденко:
- Единственное, что мы можем сделать, - штрафовать водителей автобусов, стоящих в зоне действия знака «Остановка запрещена». Этот знак разрешает только посадку и высадку пассажиров, о парковке речи быть не может. Если мы получаем информацию о подобном инциденте на городских дорогах, наши инспектора подъезжают к автобусу и оформляют административное правонарушение.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Директор краевого департамента туризма Константин Шестаков:
- Туризм - особенная сфера, которая объединяет не только сотрудников туркомпаний, но и гостиниц, баз отдыха, сувенирных магазинов, предприятий питания и торговли, транспортных компаний, аэропорта, морского вокзала и прочих. Эта сфера - мультипликативная. По данным Всемирной туристской организации, она аккумулирует более 50 отраслей народного хозяйства. Благодаря работе этих предпринимателей, их смелости и активности развивается отрасль и растет турпоток. Совместно мы прикладываем значительные усилия, чтобы туризм в Приморье был процветающим и успешным направлением.
КСТАТИ
Туроператоры могли бы помочь разгрузить город, если бы работали с группами по примеру Москвы и Санкт-Петербурга: автобус высаживает туристов в начале маршрута, уезжает в автопарк и забирает довольных и уставших гостей в конце. Место для парковки искать не нужно, дороги свободны для проезда авто граждан и общественного транспорта. Это право остаётся на совести туркомпаний - профильный краевой департамент и ТИЦ может лишь дать специалистам методические указания и надеяться на сознательность людей.