Примерное время чтения: 7 минут
35

Не дозвониться! Почему приморцы не отвечают на телефонные звонки?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ-Приморье" №46 13/11/2024
​Мошенники звонят десятки раз в день.
​Мошенники звонят десятки раз в день. / Bulkin Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

Только треть приморцев отвечают на звонки с незнакомых телефонных номеров. Это показали исследования, результаты которых обнародовали накануне. А 65% экономически активного населения региона признаются, что перешли исключительно на переписку в мессенджерах. Это объясняют всплеском телефонного мошенничества и нежеланием выслушивать очередные «уникальные» предложения телефонного спама.

Обоснованные опасения

Многие утверждают, что из-за этого человечество входит в новую эру коммуникаций. А верификация, подтверждение информации – становится главным вызовом современности.

Увы, основания для опасений людей небеспочвенны. Только с начала года от действий телефонных мошенников пострадали свыше 6 тысяч приморцев.

 

«В этом году в крае количество преступлений, совершённых с использованием информационно-коммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, увеличилось почти на треть, – говорит начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Приморскому краю Ирина Сырова. – От действий мошенников пострадали 6611 приморцев, из которых 25% – граждане в возрасте старше 60 лет. А сумма причинённого жителям региона ущерба превысила 1,7 млрд рублей».

Чаще всего аферисты звонят людям под видом служб безопасности банков, сообщают о подозрительных операциях по картам или счетам, предлагают «спасти» деньги и перевести их на «безопасный» счёт или опередить мошенников, которые прямо сейчас берут кредит на ваше имя, оформить «встречный» кредит. Также аферисты пытаются получить личную и платёжную информацию о своей жертве: полные данные карты, ПИН-код и три цифры на её обороте (CVC-код), код из СМС от банка. Используя эти сведения, злоумышленники могут получить доступ к личным кабинетам жертвы в онлайн-сервисах банков и на портале Госуслуг. В последнее время аферисты всё чаще выходят на своих жертв с помощью мессенджеров, где нет систем фильтрации подозрительных звонков. Мошенники могут скрывать номера и маскироваться под кого угодно, в том числе под сотрудников известных банков, полиции, ФСБ, Банка России. Злоумышленники уже освоили дипфейк-технологии и теперь обманывают людей с помощью цифровых копий реальных людей. Они создают поддельные аудио- или видеозаписи с помощью искусственного интеллекта и рассылают их своим жертвам.

В полиции и Центробанке напоминают, что настоящие сотрудники банков или правоохранительных органов никогда не предлагают переводить деньги на «безопасный», «резервный» или «защищённый» счёт, потому что никаких «специальных» счетов не существует. Также представители банков и официальных ведомств никогда не пишут и не звонят гражданам с помощью мессенджеров. Если вы переживаете за сохранность денег на счёте, самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте.

Банку, если он заметит подозрительную активность на вашем счёте, проще заблокировать его и уже разбираться в офисе кредитного учреждения. А сотрудники правоохранительных органов в случае необходимости или сами придут к вам, или пригласят в полицию или ФСБ повесткой, но не будут вести общение по телефону или в мессенджерах.

Взять паузу

Психологи утверждают, что главная задача мошенников в общении с их жертвами – отключить инстинкты самосохранения, лишить их возможности критически мыслить. Или даже просто задуматься над происходящим. Именно поэтому чаще всего аферисты напирают на то, что действовать надо срочно. В реальной жизни в такой срочности необходимости нет никогда.

«У всех людей есть базовая потребность в безопасности, и удовлетворить её возможно способом отстранения от таких звонков. Когда людям поступают звонки от фейковых банков, родственников и т.д., самое главное сначала – не впадать в панику и начать проверять информацию. Например, связаться с родственниками, уточнить информацию по горячей линии в банке или других службах (смотря кем представлялись звонившие лица). Если сразу охватывает ужас, можно воспользоваться дыхательными упражнениями. Они помогут убрать яркую тревогу и вернуться в осознанное состояние. Таким образом получится избежать действий, сделанных в состоянии аффекта. Самая простая дыхательная техника – это сделать вдох на 8 счетов, на 2 счёта задержать дыхание, и после длинный выдох на 10 счетов. Второй вариант – это сделать спокойный вдох и следом за ним 2 быстрых добора воздуха (вдоха) и после выдохнуть. Можно глубоко и спокойно подышать животом, сосредотачивая своё внимание на самом процессе. Тогда вы сможете оказаться здесь и сейчас, уходя от нагнетающего страха и негативных мыслей», – говорит практикующий психолог Елена Двоенко.  

Главное – никогда не принимать решения во временном цейтноте, не терять головы. А не разговаривать с незнакомцами – это личный выбор каждого.

Мнение эксперта Первый заместитель начальника Дальневосточного главного управления Банка России Максим Макаров:
– С 25 июля 2024 года начал действовать новый механизм защиты людей от мошенников. Теперь банки обязаны «замораживать» переводы на два дня, если информация о получателе денег содержится в специальной базе данных Банка России. В этой базе есть данные обо всех случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиентов, в том числе о плательщиках и получателях таких переводов, и доступ к ней есть у всех банков. Если кредитная организация не приостановит такой перевод, то должна будет вернуть клиенту потерянные деньги. В случае, если после двухдневного «периода охлаждения» человек продолжит настаивать на переводе, банк его подтвердит. При этом компенсировать потери финансовая организация уже не будет, потому что попыталась защитить клиента».

Сотни звонков

Дозвониться по телефону до нужного абонента действительно стало намного сложнее. Многие просто не берут трубку при звонках с незнакомых номеров. У многих в телефоне настроена опция «белый список» – современные смартфоны устроены так, что позволяют настроить его, чтобы до вас могли дозвониться только абоненты, номера которых есть в вашей телефонной книге.

«Часто нам приходится обзванивать пациентов, чтобы сообщить о переносе записи к врачу или, наоборот, назначить время анализов, – говорит медрегистратор одной из владивостокских поликлиник. – Дозвониться удаётся в двух случаях из пяти».

Кроме того, важным аспектом в коммуникации с неизвестными абонентами является даже не сам страх быть обманутым, а то, что все такие звонящие – навязчивые. Порой таких звонков с незнакомых номеров бывает по 8–10 в день.

«В прошлом году я оформлял страховку ОСАГО на машину, оставлял телефон для регистрации на сайте. За неделю до окончания страховки на меня посыпался шквал звонков от различных страховых компаний с предложением продлить полис. Только за день мне позвонили 22 (!) страховых агента», – говорит предприниматель из Владивостока Алексей Набойщиков. – Понятное дело, это раздражает. А когда неизвестный мне человек указал мой телефон в качестве контакта гаранта при оформлении кредита, в день мне звонили специалисты службы взыскания банка больше ста раз. А я не могу просто отключить телефон или не брать трубку с незнакомых номеров. Я – частный мастер по ремонту компьютеров, ко мне обращаются люди по объявлениям, и я не могу себе позволить не отвечать на незнакомые звонки», – жалуется он.

«Ситуация, когда люди почти полностью отказываются брать незнакомые номера, на мой взгляд, не окажет существенного влияния на общественные процессы», – полагает доцент департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ Роман Захаркин.

По его мнению, это не новая проблема, она просто достигла своего пика. Уже давно люди сталкиваются с навязчивыми звонками с незнакомых номеров, предлагающими кредиты и другие финансовые продукты.

«Чтобы защититься от такого вторжения в свою личную жизнь, люди обращаются к социальным сетям, создавая комфортную обстановку и среду там. Однако это создаёт проблемы для бизнеса. Одним из важнейших инструментов для компаний является директ-маркетинг и холодные звонки. Те, кто использует эти методы, сталкиваются с новыми трудностями. Чтобы привлечь потенциальных клиентов, им приходится искать новые способы взаимодействия. Например, некоторые банки перед звонком отправляют сообщения о том, что сейчас им будет звонить сотрудник банка», – говорит Захаркин.

Изменит ли нынешняя высокая информатизация саму систему коммуникаций в обществе, сказать сложно. Одно понятно – доверия к людям существующие реалии не добавляют.

Не переходите по ссылкам!

Минздрав региона предупредил приморцев о новой схеме мошенничества с фальшивыми обследованиями. Злоумышленники звонят от имени специалистов больниц и поликлиник, предлагая пройти срочное обследование и записаться через специальное приложение.

Как только человек соглашается, ему отправляют ссылку на скачивание приложения с вирусом, предупреждая о временном «гашении» экрана после установки. Программа даёт мошенникам доступ к данным телефона, включая мобильный банк, что позволяет похитить сбережения.

В региональном минздраве уточнили, что сотрудники медучреждений могут звонить пациентам, только чтобы перенести дату визита к врачу или обследования. При этом они никогда не предлагают перейти по какой-либо ссылке, установить приложение или сказать пин-код. Приморцев просят сохранять бдительность.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах