Только треть приморцев отвечают на звонки с незнакомых телефонных номеров. Это показали исследования, результаты которых обнародовали накануне. А 65% экономически активного населения региона признаются, что перешли исключительно на переписку в мессенджерах. Это объясняют всплеском телефонного мошенничества и нежеланием выслушивать очередные «уникальные» предложения телефонного спама.
Обоснованные опасения
Многие утверждают, что из-за этого человечество входит в новую эру коммуникаций. А верификация, подтверждение информации – становится главным вызовом современности.
Увы, основания для опасений людей небеспочвенны. Только с начала года от действий телефонных мошенников пострадали свыше 6 тысяч приморцев.
«В этом году в крае количество преступлений, совершённых с использованием информационно-коммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, увеличилось почти на треть, – говорит начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Приморскому краю Ирина Сырова. – От действий мошенников пострадали 6611 приморцев, из которых 25% – граждане в возрасте старше 60 лет. А сумма причинённого жителям региона ущерба превысила 1,7 млрд рублей».
Чаще всего аферисты звонят людям под видом служб безопасности банков, сообщают о подозрительных операциях по картам или счетам, предлагают «спасти» деньги и перевести их на «безопасный» счёт или опередить мошенников, которые прямо сейчас берут кредит на ваше имя, оформить «встречный» кредит. Также аферисты пытаются получить личную и платёжную информацию о своей жертве: полные данные карты, ПИН-код и три цифры на её обороте (CVC-код), код из СМС от банка. Используя эти сведения, злоумышленники могут получить доступ к личным кабинетам жертвы в онлайн-сервисах банков и на портале Госуслуг. В последнее время аферисты всё чаще выходят на своих жертв с помощью мессенджеров, где нет систем фильтрации подозрительных звонков. Мошенники могут скрывать номера и маскироваться под кого угодно, в том числе под сотрудников известных банков, полиции, ФСБ, Банка России. Злоумышленники уже освоили дипфейк-технологии и теперь обманывают людей с помощью цифровых копий реальных людей. Они создают поддельные аудио- или видеозаписи с помощью искусственного интеллекта и рассылают их своим жертвам.
В полиции и Центробанке напоминают, что настоящие сотрудники банков или правоохранительных органов никогда не предлагают переводить деньги на «безопасный», «резервный» или «защищённый» счёт, потому что никаких «специальных» счетов не существует. Также представители банков и официальных ведомств никогда не пишут и не звонят гражданам с помощью мессенджеров. Если вы переживаете за сохранность денег на счёте, самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте.
Банку, если он заметит подозрительную активность на вашем счёте, проще заблокировать его и уже разбираться в офисе кредитного учреждения. А сотрудники правоохранительных органов в случае необходимости или сами придут к вам, или пригласят в полицию или ФСБ повесткой, но не будут вести общение по телефону или в мессенджерах.
Взять паузу
Психологи утверждают, что главная задача мошенников в общении с их жертвами – отключить инстинкты самосохранения, лишить их возможности критически мыслить. Или даже просто задуматься над происходящим. Именно поэтому чаще всего аферисты напирают на то, что действовать надо срочно. В реальной жизни в такой срочности необходимости нет никогда.
Главное – никогда не принимать решения во временном цейтноте, не терять головы. А не разговаривать с незнакомцами – это личный выбор каждого.
Сотни звонков
Дозвониться по телефону до нужного абонента действительно стало намного сложнее. Многие просто не берут трубку при звонках с незнакомых номеров. У многих в телефоне настроена опция «белый список» – современные смартфоны устроены так, что позволяют настроить его, чтобы до вас могли дозвониться только абоненты, номера которых есть в вашей телефонной книге.
«Часто нам приходится обзванивать пациентов, чтобы сообщить о переносе записи к врачу или, наоборот, назначить время анализов, – говорит медрегистратор одной из владивостокских поликлиник. – Дозвониться удаётся в двух случаях из пяти».
Кроме того, важным аспектом в коммуникации с неизвестными абонентами является даже не сам страх быть обманутым, а то, что все такие звонящие – навязчивые. Порой таких звонков с незнакомых номеров бывает по 8–10 в день.
«В прошлом году я оформлял страховку ОСАГО на машину, оставлял телефон для регистрации на сайте. За неделю до окончания страховки на меня посыпался шквал звонков от различных страховых компаний с предложением продлить полис. Только за день мне позвонили 22 (!) страховых агента», – говорит предприниматель из Владивостока Алексей Набойщиков. – Понятное дело, это раздражает. А когда неизвестный мне человек указал мой телефон в качестве контакта гаранта при оформлении кредита, в день мне звонили специалисты службы взыскания банка больше ста раз. А я не могу просто отключить телефон или не брать трубку с незнакомых номеров. Я – частный мастер по ремонту компьютеров, ко мне обращаются люди по объявлениям, и я не могу себе позволить не отвечать на незнакомые звонки», – жалуется он.
«Ситуация, когда люди почти полностью отказываются брать незнакомые номера, на мой взгляд, не окажет существенного влияния на общественные процессы», – полагает доцент департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ Роман Захаркин.
По его мнению, это не новая проблема, она просто достигла своего пика. Уже давно люди сталкиваются с навязчивыми звонками с незнакомых номеров, предлагающими кредиты и другие финансовые продукты.
«Чтобы защититься от такого вторжения в свою личную жизнь, люди обращаются к социальным сетям, создавая комфортную обстановку и среду там. Однако это создаёт проблемы для бизнеса. Одним из важнейших инструментов для компаний является директ-маркетинг и холодные звонки. Те, кто использует эти методы, сталкиваются с новыми трудностями. Чтобы привлечь потенциальных клиентов, им приходится искать новые способы взаимодействия. Например, некоторые банки перед звонком отправляют сообщения о том, что сейчас им будет звонить сотрудник банка», – говорит Захаркин.
Изменит ли нынешняя высокая информатизация саму систему коммуникаций в обществе, сказать сложно. Одно понятно – доверия к людям существующие реалии не добавляют.
Не переходите по ссылкам!
Минздрав региона предупредил приморцев о новой схеме мошенничества с фальшивыми обследованиями. Злоумышленники звонят от имени специалистов больниц и поликлиник, предлагая пройти срочное обследование и записаться через специальное приложение.
В региональном минздраве уточнили, что сотрудники медучреждений могут звонить пациентам, только чтобы перенести дату визита к врачу или обследования. При этом они никогда не предлагают перейти по какой-либо ссылке, установить приложение или сказать пин-код. Приморцев просят сохранять бдительность.