Примерное время чтения: 9 минут
500

Не бойся. Не рванёт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Приморье № 23 09/06/2021
В том, что наука таится прямо под ногами, нужно сначала убедиться.
В том, что наука таится прямо под ногами, нужно сначала убедиться. / Фото Олега Белова. / АиФ

К чему готовы и не готовы приморские школьники, выбирая профессию

ВОПРОСЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ВЫЯСНИЛОСЬ, ТРЕБУЮТ ОСОБЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОЛОДЁЖЬЮ. ШКОЛЬНИКИ, НЕСМОТРЯ НА ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ УСИЛИЯ ПО УСВОЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ИМЕЮТ МАЛО ПОНИМАНИЯ О ТОМ, ЧТО ИХ МОЖЕТ ЖДАТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БУДУЩЕМ.

 

О подходах к популяризации науки и о том, готова ли система образования родить Невтонов и Платонов, рассказала победитель XVII Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия» Анастасия ЕРЕМЕЕВА.

И РУКИ ИХ ТРЯСЛИСЬ

- Анастасия, ваш проект на конкурсе получил грант от Росмолодёжи на популяризацию науки. На каком этапе реализации он находится сегодня?

- Грант я получила на реализацию проекта по популяризации технического образования и естественных наук, а именно - химии и химической технологии среди школьников младшего (7-8-е классы) и старшего возраста (9-10-е классы). Для старших, кроме того, предусмотрена еще профориентация и знакомство с профессией химика-технолога, которую можно получить на базовой кафедре химических и ресурсосберегающих технологий ДВФУ.

В течение учебного года мы провели более десятка встреч с учениками общеобразовательных учебных заведений Владивостока. Это средние школы № 14, 28, 80, 16, а также технический лицей и колледж МГУ.

Семиклассникам, у которых еще не было химии, в игровой форме демонстрировали «чудеса» этой науки. Со старшими обсуждали предметно, включая их в процесс. Говорили о том, что на Дальнем Востоке есть серьезные производства, научные лаборатории и даже крупные химические реакторы и с ними, выучившись, даже можно будет поработать. Если младшие школьники относились к нашей работе как к игре, то ассистенты, которых мы приглашали из старшей аудитории, чтобы непосредственно смешивать реактивы, волновались, руки их тряслись.

- Ваши опыты представляют опасность?

- Ни в коем случае. Так как проект предполагает образовательную деятельность вне специализированной лаборатории, была проведена экспертиза проводимых реакций на предмет безопасности, в ходе которой преподаватели кафедры одобрили и допустили выбранные показательные опыты для проведения в неподготовленных помещениях. Технике безопасности уделяется особое внимание. Выбранным из класса ассистентам выдавали халаты, защитные очки и перчатки.

И мы говорим - не бойтесь. Вы ничего не взорвёте. И даже если выберете химию своей профессией, вас будут вводить в курс дел постепенно.

Надо сказать, что и у меня после школы тоже было опасение - если придется работать на серьезном оборудовании, не случится ли вдруг чего-нибудь непредвиденного.

ПОСМОТРЕЛИ И ПОНЯЛИ

- И школьники готовы осваивать химические премудрости?

- Они задумались. Причем наиболее сильная реакция поступала именно от младших ребят. Они говорили, что, посмотрев на наши опыты, получили мотивацию учиться и планировать будущую карьеру в сфере химии. Это заинтересовало детей, и они заявляли, что будет интересно и дальше. Многие пишут добрые отзывы, рассказывая о том, что будут учить химию. Пишут нам сами, по личной инициативе.

- А возникало опасение, что ваши представления будут восприняты как фокусы и сиюминутное развлечение?

- Да, мы переживали, что никто не заинтересуется. И поначалу просили учителей назначать нам помощников. Но уже на втором занятии встречали лес рук. И сами выбирали, с кем работать, кто будет нашим «лаборантом» во время лекций.

Сейчас в связи с летними каникулами процесс «встал на паузу», но в сентябре мы снова возобновляем работу, проведем химическую олимпиаду для оценки знаний девятиклассников, в ходе которой 10 ребят отберем для участия во втором этапе проекта.

В школах в программу включена аттестация по проектной деятельности. И у победителей наших олимпиад будет возможность прийти в настоящую лабораторию и поработать на уникальном оборудовании. Дадим возможность похимичить и защитить собственный проект под руководством магистрантов, аспирантов и преподавателей ДВФУ.

Многие из тех, кто принимал участие в наших мероприятиях с прошлого года, уже защищали проекты в своих школах, причем на всероссийском уровне в Москве. В этом году планируем повторить успех.

- Ваш проект - помощь в профессиональной ориентации школьников?

- Не думаю, что после таких занятий школьники сразу готовы связать свое будущее с химической технологией. Но заинтересованы многие. Мы показали, что химия имеет огромное поле профессий, и каждый сможет найти то, что интересно именно ему.

Да, дети в этом возрасте - в старших классах - определяют свою судьбу и сталкиваются при этом со сложностями. Непросто решить, чем заниматься всю оставшуюся жизнь. Не хватает понимания сути профессий. Чем люди занимаются, что делают и какова разница. А личный опыт, взгляд собственными глазами и личное участие в опытах помогает определиться.

Я рассказывала о своем опыте, о том, что такое студенчество, об особенностях работы химиком-технологом на предприятиях Дальнего Востока. Мой коллега Илья Ефимов - о моделировании в нашей специальности и о том, что кибернетики не обязательно создают роботов.

Кстати нам помогал пилот больших самолетов, летающий на аэробусах. Объяснял, что необходимо знать химию, чтобы уметь читать контрольный талон при заправке или выбирать способ обработки против обледенения.

ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ?

- А могут ли ваши уроки сподвигнуть детей на самостоятельные опыты с химическими веществами?

- Вряд ли. Это связано с практическим применением навыков. А химия преподается всего один час в неделю. Мало кто на таком уровне образования способен углубиться, найти реактивы и получить практику.

Мы объясняли на примере пигментов индикаторов - антоцианов, как изменяется окраска в разных средах. Старшие об этих соединениях знали, хотя о том, что из простых природных веществ можно изготовить такое, не догадывались. После наших уроков многие взгляд на науку изменили.

- А что именно вы демонстрировали на своих занятиях?

- Опыты, не входящие в школьную программу. На глазах школьников мы делали лаву в стакане. То, что дорого продается в виде лава-ламп. Но не с нагревательным элементом, а с пузырьками. Показали как. Рассказали, что задает движение капелек лавы, почему они имеют сферическую форму, что такое полярные соединения и как плотность влияет на смешиваемость жидкостей.

На примере гигантских мыльных пузырей - демонстрация действия закона Паскаля, явление поверхностного активного натяжения и факторы, влияющие на прочность пленки.

Показали несколько светофорных реакций на основе индигокармина и метиленового синего. И объясняли, почему растворы при встряхивании меняют окраску. Реакции с индикаторами на примере пигментов растений в кислотной, нейтральной и щелочной средах.

«Главный химик» каждого класса получал набор «Лаборатория кристаллов». С его помощью можно вырастить кристаллы восьми структур и цветов из разных реактивов.

- Эти реакции сопровождают людей всю жизнь. Понимание наличия химии вокруг стимулирует образование?

- Мой научный руководитель рассказывала, что к ним, 5-классникам, тоже в школу приехали активисты, показавшие химию. Со словами, что они не волшебники, но могут, превратили «воду» в «вино» - смешав два прозрачных раствора, получили алую окраску. И впечатления от этого определили дальнейшую жизнь и профессию.

Поскольку я училась в Роснефть-классе, у нас было много химической практики, нас возили на экскурсии по крупным химическим предприятиям, мы с одноклассниками проводили свои исследования в ДВФУ и участвовали конференциях. Погружение в атмосферу естественных наук и технологий определило мой выбор специальности.

Я Б ПОШЕЛ

- Считаете ли вы, что такие уроки будут полезны детям при выборе дальнейшей судьбы, профессиональной стези и карьеры?

- Понять, что из себя представляет та или иная специальность, можно, только рассмотрев ее глазами и, желательно, потрогав руками. Только так есть вероятность узнать, насколько многогранна химия. И решить, твоё ли - смешивание реактивов и химические процессы, или интереснее инженерная деятельность химика-технолога. А может быть, привлекает стезя кибернетика в химии - исключительно теоретическое и математическое моделирование и расчеты.

В школе, в седьмом классе, химии еще нет в образовательной программе. И мы объясняли, как ее учить. Судя по возгласам из зала, наши примеры зацепили детей. Многие из младших групп, попробовав смешать растворы, потом отвечали на вопросы получше 10-классников. Хотя для них химия - это почти как магия. Но по мере освоения открываются огромные интересные просторы.

-Есть ли у нас структуры, оказывающие содействие в профессиональном самоопределении?

- Есть некоммерческая организация «ХимтехДВ», поддерживающая мой проект, и Агентство развития человеческого капитала на Дальнем Востоке. И мы, и наша программа популяризации науки.

Работодатель заинтересован в специалистах-химиках, предоставляет и научную, и производственную базу. В целом направление не менее привлекательно, чем модная сегодня робототехника и программирование, но, в отличие от них, не так популярно и в ближайшие годы сохранит черты элитарности и дух настоящей науки.

ДОСЬЕ

Анастасия Еремеева.

Студентка базовой кафедры химических и ресурсосберегающих технологий Школы естественных наук ДВФУ. Выпускница С 2014 года - Химик-технолог. Является аспирантом по направлению подготовки «Химические науки». Профиль деятельности - полимеры и композиционные материалы. Организатор различных студенческих мероприятий. Стипендиат. Спортсменка-экстремал.

В 10-м классе ребенку сложно решить, чем заниматься всю оставшуюся жизнь. Не хватает понимания сути профессий.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах