Приморцы говорят не так, как москвичи. И речь тут даже не в региональных словечках, которые употребляются только в крае. Мы по-другому произносим многие буквы, да и темп речи во Владивостоке отличается от московского.
Почему приморцы говорят быстро, чем их речь отличается от того, как говорят в Москве, и надо ли исправлять региональный говор? На эти и другие вопросы ответила профессор кафедры сценической речи Дальневосточного государственного института искусств Галина Бакшеева.
И жить торопимся…
- В чем особенность речи на Дальнем Востоке?
- Наш Дальний Восток населяют представители разных народов. Среди них украинцы, которые привнесли в нашу речь свои особенности. Если говорить о речи во Владивостоке и на Дальнем Востоке в целом, то можно выделить четыре основных речевых направления. Украинизмы оказали значительное влияние на нашу речь. Даже если в семье нет украинцев, мы всё равно находимся под влиянием их речи. Украинская речь характеризуется высокой скоростью, другими ударениями и построением фраз. В ней присутствуют звуки, которых нет в русской речи, например, звук «х» вместо «г». Сибирский говор - очень медленным темпом и многоударностью. Как известно безударные гласные в русском языку редуцируются, то есть изменяются качественно и количественно. Например, молоко пишется 3 о, а произносится мълакО. Чем дальше от ударения идет гласная, тем она короче Северные говоры проявляются в характерном зигзаге в конце слова. Особенно это свойственно молодым людям. Примерно 10 лет назад у нас появилось ещё одно влияние - мягкие шипящие звуки, которые характерны для южных говоров. Особенно молодые люди часто говорят: «Жизнь такая ужасная» такая мягкая Ж и Ш в словах. Эти особенности нашей речи - скороговорка, интенсивный зигзаг в конце слова и мягкие шипящие - мы встречаем каждый день и пытаемся справиться с ними.
- Какие еще особенности присутствуют?
- Также на нашу речь повлияли сленги и просторечия. Мы говорим быстро и используем очень длинные предложения, из-за чего некоторые слова проглатываем. Например, можем сказать «вхдт и гврит», имея в виду «входит и говорит». Также мы часто говорим: «сколко», «кгда», «здрасте». Это всё незначительные детали нашей речи, с которыми нужно уметь справляться. Важно, чтобы каждая фонема в нашем языке звучала отчётливо.
- Как исправлять скороговорку в речи?
- Речь идёт о работе коры головного мозга. Если я, как педагог, захочу помочь вам исправить скороговорку, а вы не будете этого делать самостоятельно, тогда это будет тяжело. Важно не просто повторять за мной, а произносить слова самостоятельно. Если вам кажется, что вы говорите немного медленнее, чем нужно, значит, у вас получается говорить лучше. Существуют различные сленги, которые используют люди в определённых профессиях. Например, музыканты могут говорить «берлять», «друшлять» и так далее. Также есть интернет-сленги, которые в последнее время стали очень распространёнными и негативно влияют на русскую речь.
Почему «обеднилась» речь?
- Люди все меньше читают книг, как это отразилось на речи?
- Речь современных людей часто бывает однообразной и скудной на лексику. Я очень хочу, чтобы это изменилось. Можно, например, использовать слово «очень» только один раз, а в следующий заменить его на «весьма», «крайне» или «достаточно». Наш язык настолько богат синонимами, что не стоит зацикливаться на одном и том же слове. Это поможет сделать речь более разнообразной и интересной. Сегодня мы говорим долго, длинно и очень эмоционально. За этим можно наблюдать.
- Что такое хорошая речь?
- Во-первых, это чёткая речь. Во-вторых, грамотная речь. Сегодня мы часто слышим, как люди делают ошибки в ударении. Например, говорят «дОговор», «договорА», «дОговором», «договорАми». Но есть простое правило: ударение остаётся стабильным во всех формах слова. Это несложно запомнить. Я считаю, что сегодня, когда образование находится на таком высоком уровне, стыдно быть неграмотным и не владеть своей речью. Мы должны быть выразительными и содержательными в речи. Чёткость речи, грамотность, разнообразие, лексическое разнообразие - всё это важно. Также необходимо правильно строить фразы. Мы знаем из школы, что есть придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты и вводные слова и предложения. Ими нужно пользоваться. Важно избегать слов-паразитов, которые засоряют речь. Например, «как бы», «это самое». В своей речи я часто использую придаточные предложения, которые делают её более выразительной и интересной. Только вдумайтесь, сколько существует соединительных союзов! Если заглянуть в словарь или интернет, то можно увидеть, что их невероятное количество. Иногда я использую причастные и деепричастные обороты вместо придаточных предложений. Например, «Подъезжая к деревне, я взглянул на небо» - это причастный оборот, а «Когда я подъезжал к деревне, то взглянул на небо» - придаточное предложение. Оба этих приёма необходимо использовать в речи. Также большое значение имеют вводные предложения, которые помогают пояснить смысл сказанного. Например, «Вчера я встретила своего одноклассника, с которым не виделась пятнадцать лет, и он пригласил меня в гости» - это вводная конструкция. Важно помнить, что речь - это не только техническая сторона, но и творческая. Мы уже говорили о дикции и орфоэпии.
- В технике речи существуют законы логики, что они в себя включают?
- В законах логики есть слова, которые можно выделить ударением, а есть те, которые никогда не выделяются. Например, наречия всегда остаются безударными. «Я совершенно вас не понимАю». «Совершенно» - это наречие, оно является дежурным словом, поэтому ударением выделаем глагол «не понимАю». Чтобы ваша речь была действенной, старайтесь выделять глаголы, потому что они обозначают действие. Это первый главный закон логики - выделять ударением глаголы. Например, «вышла, посмотрела вокруг и пошла» - разные действия, и они звучат по-разному. Глаголы - это ударные слова. Второй закон - родительного падежа. Слова в родительном падеже всегда ударные. Например, «портфель учИтеля», «стол преподавАтеля». Третий закон - противопоставление. Оба противопоставляемых понятия всегда ударные. Например, «мал золотник, да дОрог». Четвёртый закон - сравнение. То, с чем сравнивается, всегда ударно. Например, «большой как бЫк». Прилагательное перед существительным безударно, а когда прилагательное после существительного, тогда оно ударное. Например, «белая рОза», «роза бЕлая», «большой парохОд» «пароход большОй». Вот такие законы логики. Это уже относится к риторике.
- Зачем заниматься риторикой?
- Риторика - это наука, которой обязательно нужно заниматься, потому что она охватывает все аспекты речевого мастерства: от законов техники речи и логики, до методов изложения материала. С каждым новым человеком я разговариваю по-разному. Например, с ребёнком или пожилым человеком я веду беседу в одном ключе, а с коллегами - в другом. Однако есть много разных методов. Один из низ научно-исторический. Он подразумевает изложение событий в хронологическом порядке с обязательным анализом каждого этапа.
- Как методы изложения информации отражаются на нашей жизни?
- Например, я составляю отчёт о деятельности нашей фирмы. Прежде всего, я указываю, когда это произошло и кто был организатором. Затем я провожу анализ начального этапа и перехожу к более подробному описанию. Один из самых распространённых методов - концентрический. Он позволяет рассмотреть тему с разных сторон и объяснить её с разных позиций. Если я отклоняюсь от темы или кто-то пытается увести меня в сторону, я обязательно возвращаюсь к основной мысли, концентрируюсь на теме. Еще есть ступенчатый метод, или метод полицейский протоколов, также известен как «сухие факты». Он описывает события без лирических отступлений: «В такое-то время, там-то и там-то». Метод аналогии - ещё один распространённый способ изложения. Образность речи, когда известные факты сравниваются с какими-то образами, знакомыми для человека. Индуктивный метод предполагает переход от частного к общему. Он используется в разговоре с детьми и пожилыми людьми. Дедуктивный метод - наоборот от общего к частному. Например, я могу говорить о том, что сегодня мы занимаемся стихо-ритмическим анализом. Это общее понятие. Затем я буду говорить о стихотворных размерах: о ямбе, хорее и дактиле, но не буду упоминать стихотворные ритмы.
По законам логики
- Как завоевать слушателя?
- Существует один очень важный закон, который я всегда рассказываю своим студентам и слушателям, это закон риторики по Цицерону. Ещё Цицерон утверждал, что каждый оратор должен уметь очаровывать своих слушателей с помощью 4 глаголов: пленить, убеждать, доказывать, волновать. Что значит «пленить»? Это означает расположить к себе собеседника, вызвать у него симпатию и доверие, интересуясь его делами и проблемами. Чтобы достичь этого, никогда не стоит начинать общение с выражения своего интереса. Вместо этого поинтересуйтесь делами собеседника, узнайте о его пристрастиях и интересах. Это поможет вам лучше понять его и наладить контакт. Первый глагол в этом законе - «пленить». Он означает, что нужно сделать собеседнику умный и тонкий комплимент, а также поговорить о его делах. Это поможет вам завоевать его расположение. Второй глагол - «убеждать». Он означает, что вы должны выяснить точку зрения собеседника и убедить его в своей правоте. Это деликатный и важный аспект общения. Третий глагол - «доказывать». Он показывает, что вы хотите убедить собеседника в своей правоте. Обратите внимание, что только третий глагол выражает вашу точку зрения, в то время как первые два - его. И наконец, четвёртый глагол - «волновать». Я однажды читала лекцию для рекламных агентов, и после моего рассказа молодой человек вскочил на ноги. Он сказал, что когда приходит в учреждение, представляясь и желая понравиться девушкам, то выясняет их желания и предлагает им свои товары. Они начинают волноваться и достают кошельки. Вот что значит для рекламного агента этот последний глагол - волновать. Это и есть закон риторики, самый важный закон речевого общения. Удивительно, что мыслители разных времён, такие как Цицерон, который жил в Риме, и философ Сократ, живший в Древней Греции, думали одинаково. Существует также закон третьего «да». Не начинайте общение со своего интереса. Задавайте два вопроса, касающиеся интересов собеседника, чтобы он дважды сказал «да». Тогда, когда вы представите свой интерес, он не скажет «нет». В лучшем случае он скажет «да», а в худшем - «да, я подумаю». Помните, что только третий глагол выражает вашу точку зрения.
- Применяются ли приемы построения композиции в обычной жизни?
- Часто мы путаемся в построении текста. Поэтому я считаю важным составления плана, подсказки. Композиция - это чёткий план развития любой истории. Любая история имеет завязку, развитие, кульминацию и развязку. Это тоже один из законов риторики. Если следовать этим правилам, то можно избежать недопонимания и сделать свой рассказ интересным и содержательным. Например, когда вы делитесь с друзьями своими мыслями или историей, вы начинаете логично, с самого начала. Вы не можете начать с середины, вызывая недоумения. Эти законы композиции заложены в нашем подсознании, особенно если мы ведем монолог. Если происходит диалог, то мы стараемся логично отвечать на вопросы и поддерживать беседу с собеседником. Мне кажется, что композиционное построение всегда необходимо, особенно в наше время, когда люди часто вырывают из контекста события, которые им понятны, но не совсем ясны собеседнику. Из-за этого возникает много вопросов и недоумений
Надо ли усовершенствовать себя?
- Как можно оценить свою речь и определить, в каком направлении её следует совершенствовать? Какие первые шаги необходимо предпринять?
- Сегодня я перечисляла несколько важных аспектов, которые необходимо учитывать при работе над красивой речью. Начнем с произношения. Гласные звуки в русском языке имеют свою особенность: ударные гласные звучат четко и ярко, они содержательны, а безударные - более кратко, по сравнению с ударными. Например, в словах «большОй» и «ничтОжество» именно ударные гласные передают основное значение. Чем дальше от ударения, тем короче становятся безударные гласные. Это можно наблюдать в таких словах, как «колокольчик» и «солнце». В первом случае мы слышим звук «ерь» - короткий, но не такой, как «а». Во втором - «о», которое звучит более протяжно. Существует и другое правило: сочетание согласных в некоторых словах может выпадать. Например, мы говорим «скушно», а не «скучно». Это связано с тем, что есть слово «скучено», т.е. все вместе в кучу, а есть «скушно». Чтобы избежать путаницы, мы придумали такое правило. Также необходимо изучить правила произношения некоторых слов. Например, мы говорим «приежать», а не «приезжать». Или говорим «поже», а не «позже». Эти тонкости произношения являются частью техники, которая поможет нам говорить грамотно. Недавно я обсуждала с коллегами слово «жалюзи». Это французское слово. Поэтому мы говорим «жалюзИ», а не «жАлюзи» или «жалЮзи». Но многие считают, что сколько гласных, столько и ударений.
- Московская речь, она какая?
- Она не быстрая, четкая. Речь в Санкт-Петербурге гораздо медленнее, чем в Москве. Я училась в Москве и знаю, как разговаривают москвичи и приезжие в столицу. Приезжие обычно говорят, как жители средней полосы России, особенно Нижнего Новгорода. Они привозят свой акцент в столицу. Настоящие же москвичи говорят красиво и мягко. В Санкт-Петербурге я жила со своей дочерью, я изучала много речей и могу сказать, что это питерская - самая красивая речь. Например, я слышала, как общались две дамы, и это было очень красиво. При желании речь свою можно сделать грамотной, красивой и содержательной. Но для этого необходимо приложить максимально усилий.
Досье
Галина Бакшеева
– Профессор кафедры мастерства актёра, сценической речи и сценического движения (секция сценической речи).
– Стаж работы в специальности 45 лет.
– Преподаватель в Дальневосточном государственном институте искусств.