ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ В ШКОЛАХ ПОДОШЛА К КОНЦУ, И С САМОГО НАЧАЛА УЧЕБНОГО ГОДА У РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКОВ ПОЯВИЛАСЬ СИЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕПЕТИТОРАХ. ОДНАКО, ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЭКСПЕРТОВ, ПОВАЛЬНАЯ МОДА НА ДОМАШНИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРИВЕЛА К НЕГАТИВНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.
Репетиторы лишь натаскивают ребёнка на предмет механически, не пытаясь заинтересовать, не вкладывая души, делая хорошую мину при плохой игре. А число неудовлетворительных оценок в школьных дневниках множится. Как их исправлять?
КОГО ШТАМПУЕМ?
По данным российских исследований последних лет, каждый третий школьник нашей страны занимается с репетитором. И если раньше клиентами репетиторов становились ученики 10-го и 11-го классов, то теперь частных педагогов родители нанимают уже в средней, а то и в начальной школе.
Буквально свежее заявление о проблеме в социальных сетях накануне окончания четверти.
« У моей дочери сплошные двойки по нескольким предметам, – недоумённо пишет мама пятиклассницы одной из школ Приморского края. – Русский, математика, английский. Я так понимаю, что она в этом всём ни бум-бум? Мне надо подключаться? А учителя помочь не могут?»
В комментариях дают разные советы: прежде всего, поругали и защитили учителей, попеняли на безответственность родительницы и, конечно, по мнению большинства, выход один: репетитора, срочно! Мода или страх за плохие оценки толкает на поиск сногсшибательного гувернёра.
– В стране штампуют двоечников – это механизм, бизнес, – заявил преподаватель математики, автор методики «Без двоек» Игорь Николаев. – Сегодня учитель уничтожает ребёнка с позиции самостоятельности, способности думать, а завтра его коллеги будут доить ваш бюджет многие годы.
– Родители признаются: после нескольких лет репетиторства по математике в знаниях дети не продвинулись ни на шаг, – продолжает он. – Ребёнок среднего школьного звена толком не знает таблицу умножения. Фактически теряются не только деньги, но и время жизни, а на выходе – ноль.
По мнению психологов, часто причина провала домашних занятий в том, что три стороны начинают играть в лицемерие. Родитель заплатил и отошёл в сторону, репетитор не хочет напрягаться (что с двоечника-то возьмёшь?), ну а ребёнок вполне доволен своей ролью – «сделай вид, что понимаешь». Система репетиторства полезна в основном для тех, кто учится на «хорошо» и «отлично». Когда сам ребёнок представляет, что он хочет взять от репетитора. И при условии, что частный учитель способен развивать мышление, а не заниматься натаскиванием по предмету и на сдачу ЕГЭ.
– Вы сможете дотянуть ребёнка до более-менее среднего уровня? – спрашиваю по телефону у репетитора с многообещающим резюме, намекая на то, что мальчик заброшенный, диковатый и почти умственно отсталый. Девушка колеблется, в итоге извиняется и отказывается. Другой репетитор, мужчина «со стажем», готов взяться за безнадёгу: один урок стоит 3000 рублей в час, потому что «тяжёлый случай».
А вот и вопль души молодого преподавателя английского языка Татьяны Шуриловой, она заявила на своей странице в «Фейсбуке»: «Бросаю репетиторство навсегда! И ни за какие деньги!» До белого каления её довели обеспеченные и респектабельные клиенты. Они отдают своих детей в элитные школы, где те учатся и ходят по кружкам без перерыва, а по вечерам – непременно нужен репетитор. «Ребёнок просто задрался, как коза, каждый день ходить в школу на полный рабочий день!» – негодует преподаватель.
– В каникулы они отправляют детей в языковую среду, где под ором учителей ребёнок дозубривает то, что не успел во время четверти, – добавляет Татьяна. – Чем же ещё заняться на каникулах?! Отдыхать? Валяться дома, играть с друзьями и кошкой? Ходить в музеи, театр, цирк!? Ну уж нет! Надо дать ребёнку самое лучшее в мире образование! И они не замечают сначала тёмных кругов под его глазами, а затем и более тяжёлых психологических проблем.
С РАННИХ ЛЕТ
– Часто причина двоек – в объективных причинах, корни которых растут с раннего возраста, – полагает психолог, директор центра детской психологии «Крылья» Татьяна Кацура. – Если у ребёнка возникают трудности с точными предметами, то у него изначально плохо сформированы пространственные функции. К примеру, малыш хочет взять погремушку – и не достаёт её, для этого нужно дотянуться, доползти. А он простоял в ходунках – был ограничен в движениях и так и не научился падать. А какую огромную роль в развитии играют подвижные игры!
Психолог рассказывает: есть такие дети, которым хоть двести раз объясняй правило про «жи-ши», всё равно они будут писать «ы», и дело не всегда в ментальных нарушениях. Такие «уникумы» просто не хотят жить по правилам, их важно организовать. Трудно вписаться в какие-либо рамки творческим личностям.
– Главное, предоставить ребёнку возможность учиться самостоятельно, – отмечает Татьяна Кацура. – Не решать за него задачки и не подсказывать на каждом шагу. Обратите внимание, какие любопытные и настойчивые малыши. Чем старше дети, тем быстрее они сдаются, уходят от поставленной задачи. Потому что за них всё делали родители, не давая шанса на собственное развитие. Но наилучшее открытие – это то, которое ребёнок сделал сам. Это гораздо больше, чем пятёрка. А что касается двоек, то всё-таки их необходимо исправлять.
Психиатры бьют тревогу: число нарушений психических, волевых, поведенческих функций у школьников растёт. Возникает скрытый протест против школы – и это выливается в прогулы, снижение успеваемости, психосоматику.
– Лень не может возникнуть сама по себе, – говорит психиатр Анастасия Горохова. – Это сигнал психического, эндокринного или другого нарушения. То же самое, если ребёнок потерял интерес к учёбе, его невозможно разбудить утром. Депрессия может быть и проявлением большого психического расстройства. На первый взгляд – обычный подросток меланхолического темперамента с заниженной самооценкой. Но начинаешь копать – а там шизотипическое расстройство, у него бурный внутренний мир, который может перерасти в опасный процесс. Но первые признаки возникают в раннем возрасте, и уже тогда необходима консультация специалиста.
ВЗВЕШЕННЫЙ ПОДХОД
– Знания, которые даёт учитель, нужно уметь брать, – высказывается директор средней школы № 52 Владивостока Елена Дмитриенко. – Замечено – как только появляется репетитор у ребёнка, он отстраняется от учителя, чаще его не слушает, он считает, что домашний учитель всё расскажет и на уроках ничего делать не надо. Репетитор нужен тогда, когда ребёнок целенаправленно планирует поступать, например, в медицинский университет и ему нужно освоить углублённую программу по химии, на которую не хватает школьных часов.
Директор школы пояснила, что регулярно проверяет электронные журналы, и если видит по предмету мало оценок и незакрытые двойки – требует объяснения от учителя.
– Индивидуальный подход, дифференцированное обучение никто не отменял, – отмечает она. – В течение урока мы должны дать кому-то задание повышенной сложности, а кому-то – минимальный уровень программы. Поставить двойку в четверти – это всё равно, что поставить двойку самому себе.
Иногда причиной неаттестации (пометка в дневнике Н-А) или отрицательной оценки становится уважительная причина – болезнь, травма. Если она продолжительна, то администрация школы предлагает родителям пройти комиссию для возможности перехода на домашнее обучение. Учитель отстающим ученикам может предложить индивидуальные консультации, которые, впрочем, не оплачиваются. В случае болезни могут поставить годовую оценку по итогам трёх четвертей.
В заключение спрашиваю у загадочного автора методики «Без двоек»: какова ваша цель? Он отвечает, что хотел бы взять под шефство самую отсталую школу в крае. И доказать, что двоечников не существует, а взрослые создают их своими руками. Неаттестованные – это дети, у которых не раскрыли потенциал.
Мнение эксперта: Галина Коваль, директор «Школы нового тысячелетия» Владивостока:
Раньше репетиторство на уровне школы, когда ученика после уроков оставляли, считалось наказанием. Сейчас это что-то модное. Для меня репетитор – человек, который разбирается в предмете и может объяснить ребёнку один на один, индивидуально, и в этом плюс. Но будет правильнее, если учителя пересмотрят свой подход к обучению, и тогда репетиторов не будет. В моей школе, если у ребёнка появляется репетитор, преподаватель оказывается под угрозой увольнения.
Комментарий власти: Максим Кильчевский, замначальника управления образования Владивостока:
По сути, неаттестация от двойки ничем не отличается. Ребёнок, не успевающий по предмету, может быть не аттестован, если он либо не ходил в школу и не получал оценки, либо получал неудовлетворительные оценки, то есть двойки.
Чем неаттестация грозит ребёнку? Если проходит четверть с неаттестацией, то потом начинается работа с ребёнком и его родителями. Возможно, он проходит дополнительные занятия или сдаёт на каникулах работы и получает аттестацию. Однако,
Если такая ситуация продолжается в течение всего года и по итогам года ребёнок не аттестован или имеет неудовлетворительные оценки, тем не менее он считается условно переведённым в следующий класс. Дважды ему дают возможность ещё раз сдать свою академическую задолженность.