122

Новая засуха?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Приморье № 5 03/02/2021
Стоит ли теперь ждать повышения цен?
Стоит ли теперь ждать повышения цен? / Фото Александра Колегова. / АиФ

Сложившийся дефицит бензина заставляет задуматься

ИЛИ МНОГОЧАСОВЫЕ ОЧЕРЕДИ, ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ «БЕНЗИНА НЕТ». ДЕФИЦИТ ВЫСОКООКТАНОВОГО ТОПЛИВА ПОСТАВИЛ НА ПРИКОЛ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ АВТОПАРКА РЕГИОНЕ. ИЗ-ЗА ЧЕГО СЛОЖИЛСЯ БЕНЗИНОВЫЙ КОЛЛАПС?

ТОЛЬКО ДЛЯ «ОПЕРАТИВНИКОВ»

Сразу оговоримся – край не встал. Дефицит бензина случился всего у одной из сетей автозаправочных станций. Но, увы, трудности с поставками топлива случились у той сети, которая занимает значительную долю рынка Приморья. А в некоторых районах края ей и вовсе нет альтернативы.

Речь идёт автозаправочных станциях сети «ННК-Приморнефтепродукт». Топливный рынок лихорадит с середины прошлой недели.

Вторая половина дня пятницы. Анучино. Машины заезжают на заправку и тут же разворачиваются. Объявление гласит, что отпускают только дизельное топливо. Бензина в продаже нет. В Арсеньеве – та же картина. Ближайшая заправка, где можно накормить своего железного коня в 40 минутах езды по грунтовой дороге - в Варфоломеевке, там заправка другой сети, и перебоев с бензином не наблюдается. Правда, чтобы заправиться, надо отстоять очередь – сюда едут и из Арсеньева, и из Анучино, и изо все остальных окрестных населённых пунктов, где нет альтернативы заправкам «ННК-Приморнефтепродукт». Но вариантов особых нет – если нет возможности поставить автомобиль на прикол до лучших времён, приходится вспоминать, казалось бы, давно забытые навыки стояния в очередях.

На большинстве АЗС «ННК-Приморнефтепродукт» одно время заправляли только автомобили оперативных служб – по топливным картам. «Скорую помощь», пожарных и полицию без бензина не оставили – говорят, насосы бензоколонок качали его буквально с самого дна резервуаров.

На заправке «Роснефти» в Надеждинском районе автолюбители вынуждены были стоять в очереди больше полутора часов. Как говорит торговый представитель Алексей Косов, на своём грузовичке он возвращался из края буквально на парах бензина – по пути из Кировского бензина или нет, или очереди – как за водкой в эпоху горбачёвской антиалкогольной кампании. Поэтому особого выбора не оставалось – в очереди на заправке в Кипарисово он провел 1 час 40 минут. Иначе бы пришлось ночевать прямо на трассе.

ПРОСЧИТАЛИСЬ?

На прошлой неделе Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, он входит в структуру ННК, был вынужден сократить производство – встал на плановую модернизацию. Эту информацию озвучил заместитель председательства правительства Хабаровского края вопросам ТЭК и ЖКХ Анатолий Литвинчук. Она началась еще в середине января.

Как говорится в официальном пресс-релизе АО «Амурнефтепродукт», также входящего в структуру ННК, повышенный зимний рост спроса среди дальневосточников на бензин популярных марок АИ-92 и АИ-95 привел к тому, что Хабаровский НПЗ был вынужден работать с повышенной нагрузкой. В результате сложное оборудование потребовало ремонта. Предполагалось, что всё время, которое займёт реконструкция, бензины будут отгружать на автозаправочные станции из товарных запасов ННК в регионе. Кроме того, дополнительные объемы топлива были закуплены на других заводах через Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. Всё это должно было перекрыть спрос с лихвой. Но гладко, как известно, на бумаге.

В реальности же составы с топливом на Дальний Восток вовремя не пришли. Плюс – ажиотажный спрос, вызванный слухами, что будто нефтеперерабатывающий завод надолго вышел из строя. Сперва очереди выстроились на бензоколонки в Хабаровском крае. Там автолюбители подпитывались слухами чуть ли не из первых рук. Но в эпоху интернета информация распространяется мгновенно. Особенно, если эта информация негативная. Вскоре ажиотажный спрос парализовал заправки сети ННК в Амурской области, а буквально днём позже – и в Приморье.

- Я получил сообщение от брата из Благовещенска, - говорит менеджер торгово-закупочной компании Эдуард Петров. – Он писал, что у них бензин везде закончился, вот я и поехал заправить полный бак, несмотря на гололёд. А когда увидел очереди на заправках, купил в автомагазине две канистры – бензин точно не прокиснет.

Ажиотажный спрос снежным комом прокатился по региону. Заявлениям руководителя «ННК-Приморнефтепродукт» Андрея Волков почему-то мало кто поверил. По его словам, дефицит высокооктанового топлива связан с неблагоприятными погодными условиями – очередной снегопад и ударившие сразу за ним морозы привели к тому, что на дорогах Приморья образовался гололёд. Он и помешал оперативно подвозить бензин на заправки.

- Поставки топлива на нефтебазы и автозаправочные станции нашего предприятия осуществляются в штатном режиме, но, по причине погодных условий, случаются небольшие задержки с подвозом топлива на АЗС. Бензины производства Хабаровского НПЗ продолжат поступать на наши нефтебазы и АЗС с понедельника», – заявил Андрей Волков. Он призвал автолюбителей не создавать ажиотажный спрос и не закупать топливо впрок.

Но голос разума услышали не все.

СИЛАМИ ГОСРЕЗЕРВА

Не сильно помогло и заявление министра промышленности и торговли Приморского края Сергея Калитина. По его словам, ситуация с самого начала находилась под контролем регионального правительства. В пятницу он попытался успокоить приморцев.

Калитин признал – из-за дефицита топлива возможны перебои с поставками топлива с Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. Чтобы выйти на плановую мощность ему нужно время. Ещё день-два на доставку бензина по железной дороге. Еще столько же –на распределение по нефтебазам и транспортировку до каждой АЗС. Но переживать по этому поводу не стоит. По словам Калитина, региональный Минпромторг провёл переговоры с другими участниками рынка о мерах по стабилизации обстановки, если она вдруг ухудшится.

- Перебои с отпуском бензина Аи-95 «ННК-Приморнефтепродукт» физическим лицам будут, но эта потребность будет покрываться за счет АЗС других сетей и независимых заправщиков. Мы провели консультации с участниками рынка, в ходе которых достигли взаимопонимания по этому вопросу. Компании готовы обеспечить население всеми видами высокооктанового бензина. Для этого они подготовили дополнительные смены сотрудников, создают. Перебоев по снабжению бензином на АЗС этой сети не ожидается. Сбоев по обеспечению бензином независимых автозаправочных станций также не ожидается, – подчеркнул Сергей Калитин.

Но этим решили не ограничиваться. Правительством региона была достигнута предварительная договоренность об открытии хранилищ Росрезерва для пополнения запасов ННК, если возникнет такая необходимость.

ЖИЗНЕОБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Много лет назад, когда «Приморнефтепродукт» только стал из государственного объединения акционерным обществом, его тогдашнего руководителя Владимира Масловского неоднократно избирали депутатом Законодательного собрания Приморского края. В своих агитационных материалах «Приморнефтепродукт» Владимир Масловский называл «жизнеобразующим предприятием».

И верно – есть градообразующие предприятия, а есть – жизнеобразующие. Встанут они – встанет и всякая жизнь. Колонки «Приморнефтепродукта» были чуть ли не в каждой деревне – ведь в советского время нужно было заправлять сельскохозяйственную и строительную технику даже в самых отдалённых районах края.

Увы, во многих районах Приморского края заправки наследника государственного объединения «Приморнефтепродукт» так и остались единственными источниками топлива. Строить новые заправки на севере края нерентабельно – слишком мало людей, слишком невелик оборот, и слишком дорогое строительство, и логистика.

Всё это привело к тому, что в Тернейском и Красноармейском районах «ННК-Приморнефтепродукт» фактически является монополист. Не завезут туда бензина – и жизнь там остановится. Не фигурально, а фактически. Пока везло. Но надолго ли?

ВРЕЗ: «Зимний рост спроса на бензин популярных марок АИ-92 и АИ-95 привел к тому, что Хабаровский НПЗ был вынужден работать с повышенной нагрузкой. В результате сложное оборудование потребовало ремонта».

МНЕНИЕ ВЛАСТИ:

Министр промышленности и торговли Приморского края Серей Калитин.

 

Физически запасы бензина на независимых АЗС есть. Вполне понятно, что цена на таких АЗС будет несколько выше в силу ценообразования, потому что независимые компании приобретают топливо на бирже, поэтому цена исторически несколько выше, чем цены на АЗС крупных участников рынка.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша.

 

В этом году объёмы переработки нефти, производства и поставок высокооктановых автомобильных бензинов на внутренний рынок снижаются, плановые показатели, рекомендованные Минэнерго РФ, в полном объёме не выполняются, товарные остатки на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний критически низкие. В этих условиях оптовые цены для розничных операторов практически сравнялись с потребительскими, а в ряде регионов даже превысили их. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в регионах, моторное топливо в которые традиционно поступает с удалённых от них нефтеперерабатывающих заводов.

КСТАТИ:

Независимая нефтегазовая компания ННК — российская частная нефтегазовая компания. Основана в 2012 году. Акционерами являются кипрская Melinco Enterprises (90%) и «Сибирь проджект» (10%). Владелец ННК —Эдуард Худайнатов. Компания владеет «ННК-Хабаровский НПЗ», ведет добычу углеводородов в России и Казахстане.

 

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах