Примерное время чтения: 9 минут
52

Один в школе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Приморье № 17 27/04/2022
Дети из глубинки не чувствуют себя ущербными.
Дети из глубинки не чувствуют себя ущербными. / Школа № 14 Чугуевского района / Из архива

Прокуратура Кировского района потребовала в судебном порядке отменить решение о ликвидации школы в посёлке Горном. В самом посёлке проживает 43 человека и один ребёнок школьного возраста. Его родственники категорически против обучения далеко от дома.

Администрация Кировского района в затруднении: в случае вступления в силу решения суда по иску прокуратуры реализовать его крайне затруднительно.

Совсем один

Как сказано в официальном сообщении прокуратуры, «в феврале 2021 года глава администрации Кировского муниципального района принял решение о ликвидации образовательного учреждения в посёлке Горный, где на момент принятия решения обучался один первоклассник».

Районная прокуратура рапортовала, что в судебном порядке добилась восстановления права несовершеннолетнего на получение образования.

– В нарушение законодательства комиссия по принятию решения о ликвидации образовательного учреждения не создавалась, глава района в комиссию с заявлением о проведении оценки последствий принятия решения не обращался, – сообщают в ведомстве. – Решение о ликвидации образовательного учреждения принято без учёта мнения жителей п. Горный, чьи права и законные интересы оно затрагивает.

Ранее несовершеннолетний ученик был распределён в школу села Крыловка, расположенную на расстоянии, превышающем максимально допустимый норматив удалённости – 30 километров.

Прокурор обратился в Кировский районный суд с требованием – оставить школу и организовать учебный процесс для одного ребёнка. Требования прокурора удовлетворены в полном объёме.

Заголовки в новостных лентах смотрелись как сенсация. Известно, что подобные прецеденты, когда оставляют школу ради одного ученика и нанимают ради него штат учителей, – исключение. Подобное случается в малонаселённых территориях Финляндии, но там особенная система образования.

Получить комментарий из уст главы района, а также представителей отдела образования не удалось. Как и дозвониться до ответственных лиц посёлка Горный. После выяснилось, что в населённом пункте трудности с телефонной связью и нет интернета. Ситуацию прокомментировал начальник правового отдела администрации Кировского района Иван Шилков.

– Единственный несовершеннолетний ребёнок посёлка сегодня прикреплён к школе села Крыловка, – рассказал он. – Мама и бабушка выбрали для него очно-заочную форму обучения. Бабушка является по профессии педагогом и «начитывает» ребёнку часть часов по предметам, мама – «начитывает» очно.

Формулировка более чем странная: мама очно, бабушка – заочно. Впрочем, сегодня закон позволяет переводить детей на домашнее обучение, и они остаются под контролем заинтересованных в этом родителей. Причины бывают разные – состояние здоровья, частые выезды ребёнка на спортивные соревнования, концерты. На первый взгляд, удалённость от школы – тоже повод оставить ребёнка дома под присмотром образованных родственников. Однако, как поделилась директор одной из приморских школ, домашняя форма обучения пока не приносит положительных результатов. Обычно дети вдали от школьного социума теряют навыки системного усвоения предметов и не проходят годовую аттестацию.

По словам Ивана Шилкова, старое здание образовательного учреждения в Горном не отвечает нормативам, имеет ряд недостатков, к примеру, отсутствуют условия для питания, спортивный зал.

– Однако родители мальчика категорически не соглашаются ни на подвоз в соседнее село, ни на круглосуточный интернат, что находится в Кировском районе, – добавил он.

В Министерстве образования Приморского края пояснили - для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности МБОУ «ООШ п. Горный» администрации Кировского муниципального района необходимо подготовить соответствующий пакет документов, в том числе заключение Роспотребнадзора о соответствии здания действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Центры социума

Параллельно встаёт вопрос о так называемых малокомплектных школах. С одной стороны, это островки уютного социума деревенских ребятишек, с другой – учреждения на грани выживания.

Всего в Приморском крае насчитывается около 500 средних общеобразовательных учебных заведений, в их числе – 120 малокомплектных школ, в каждой занимается приблизительно от 5 до 50–70 человек. Это около 30% от общего количества учреждений. Многие закрылись начиная с 90-х годов, когда зажиточные в советскую пору сёла беднели и пустели. Сегодня продолжаются дискуссии о судьбе выживших маленьких сельских школ. Ликвидировать их окончательно или оставить? Построить большие современные центры образования и возить всех ребят с окрестных деревень?

Возьмём, к примеру, школу, что находится в посёлке Ленино Чугуевского района. До ближайшей трассы – 20 километров, до районного центра – 70. Столько же до ближайшей заправки. Директор – она же завхоз. 10 учителей берут на себя все предметы общеобразовательного цикла, у них высшее образование, специальные курсы.

– 31 ученик и 14 детей дошкольной группы, – говорит директор школы Надежда Каралкина. – 10 учителей, два воспитателя, завуч на полставки, уборщица, кочегар, повар – самый минимум. Учитывая загруженность административной работой, сложно заниматься хозяйственной деятельностью, а у меня кочегарка, дрова нужно покупать за несколько километров от села.

– Ученики под присмотром, ни один ребёнок не выпадает из поля зрения, – директор переходит к позитивным моментам. – В школе работает несколько кружков – спортивный, художественный, литературный, химический, математический, финансовой грамотности.

Экзотическая традиция, позволительная в малокомплектных школах, – соединение двух классов в одном помещении. Два урока проходят одновременно.

Специалисты отмечают, что порой в небольших школах создаётся особенная тёплая атмосфера. Индивидуальный подход – об этом может только мечтать городской учитель. Все ребята в школе дружны – от первого до последнего класса. Способные дети поступают в университеты, практически все уезжают из села. В то же время в некоторых школах элементарные удобства – на улице, нет спортивных залов, срочно требуется капитальный ремонт помещения.

Урок физкультуры для ребят из Ленино проводится на свежем воздухе. Зимой – лыжи, летом – футбол, волейбол. В метели и дожди играют в шашки и шахматы. А в пандемию школа первая вышла из карантина, и в этом тоже несомненный плюс.

Человеческая позиция регионального министерства образования – «это не просто школы, а центры социума небольших городов, деревень или районов».

– Финансирование малокомплектных школ отличается от обычной школы, – сообщили специалисты ведомства. – Средства субвенций на данные школы выделяются не по фактической, а по предельной численности, установленной краевым законодательством. Педагоги в малокомплектных школах получают зарплату вне зависимости от количества учеников.

Между тем сегодня большое внимание уделяется строительству больших образовательных центров в приморской глубинке. По данным Министерства образования, строительство ведётся во Владивостоке, Тернее и Волчанце, а также Красноармейском и Надеждинском районах, Большом Камне. Так, в посёлке Зима Южная Надеждинского района строится детские сад на 250 мест и школа на 450 мест. Рядом ТОРы, перспективные для экономики, и сюда едут новосёлы.

 

– Прибывают молодые семьи, а молодые семьи – это практически всегда дети. Таким образом, создание детского сада и школы будет способствовать социальноэкономическому подъёму района. Новые учреждения – это новые рабочие места, которые обязательно окажутся востребованными, – отметила министр образования Приморского края Эльвира Шамонова.

 

– К новым школам, которые строят в районах, нужны интернаты, чтобы там учились дети из 120 малокомплектных школ, – высказался ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, к. э. н. Юрий Авдеев. – Перспектив у небольших школ вымирающих сёл, увы, нет. Считаю, нужна программа собирания детей из отдалённых уголков для обучения в современных условиях. Не стоит разрушать систему интернатов. И, кстати, ребёнку из посёлка Горное тоже место бы нашлось.

Добавим, что решение суда Кировского района об отмене ликвидации школы для одного ребёнка пока не вступило в силу. Возможно, будет подана апелляция.

Комментарий власти

Татьяна Косьяненко, депутат Заксобрания Приморья, учитель химии:

 

– Вопрос функционирования малокомплектных школ в зоне особого внимания Законодательного собрания. Конечно, есть кадровые проблемы. Как и во многих сельских, да и в городских школах, не хватает учителей математики, физики, английского языка. Поэтому педагоги ведут уроки в нескольких школах или проходят переподготовку и ведут сразу несколько предметов.

Так же, как и в других школах, в малокомплектных внедряются обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты, приобретаются новые учебники и современное оборудование, внедряются инновации. Дети, проживающие в малых сёлах, должны быть такими же конкурентоспособными, как и городские. Малочисленность их в классе помогает построить индивидуальную траекторию их обучения.

Мнение эксперта

Елена Волошина, психолог первой категории:

 

– Полноценная школа для ребёнка из посёлка Горный – единственная возможность социализации, развития личности. Общение со сверстниками крайне необходимо. Положение усугубляет то, что ребёнок растёт, по сути, в глухом селе, где нет ни сверстников, ни интернета, связи с «большим» миром. Это больше похоже на изоляцию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах