Трудные, ранние, ранимые. Делающие всё наперекор. Они отгородились от мира взрослых стеной, уйдя с головой в гаджеты. Рано вступают в половые связи, пробуют курительные смеси и наркотики. Депрессия, буллинг, суицид – этими последствиями психиатры постоянно пугают родителей. Но мы забываем, что подростки – это тоже дети, которые нуждаются в защите.
Почему бесполезно у подростка гаджет отбирать? Зачем читать книги семьями? Какие запретные темы интересуют школьников и как они стараются докричаться до взрослых? На эти и другие вопросы отвечает клинический психолог Елена Волошина.
Мобильник с рождения
Елена Жукова, «АиФ-Владивосток»: Елена Владимировна, какие они, современные подростки?
Елена Волошина: подростковый бунт – явление не одного поколения. Ощущение собственной взрослости наперекор родителям, стремление действовать самостоятельно, преобладание авторитета друзей, даже если у ребёнка достаточно благополучная семья, – вот основные черты подросткового портрета. Каждый подросток стремится обособиться от родителей, каким бы хорошим и послушным он ни был. Это было и раньше, и до нас. Новое поколение отличается ещё большей зависимостью от интернета, «Тик-Тока» и т. д. Сегодня современные технологии – подавляющая реальность, и с ней родителям бороться фактически бесполезно.
– И всё-таки что делать взрослым, если ребёнка ничего не интересует, кроме онлайнпереписки с друзьями? Отбирать телефон?
– Многие пытаются отобрать, лишить, ограничить. Но толку от этого мало. В результате родители получают вспышки агрессии, у ребёнка начинается ломка сродни наркотической, он дерётся и кусается, может уйти из дома или будет врать родителям, изворачиваться, прятать гаджет, блокировать социальные страницы. Нельзя лишить, запретить… С другой стороны, более 56% детей школьного возраста имеют психические отклонения, и одно из них – интернет-зависимость. Ребёнок один дома с компьютером, он одинок, не социализирован. Он в сети живёт и дышит сутками напролёт.
– Однажды наблюдала в поликлинике, как мать, успокаивая грудного ребёнка, поднесла к нему сотовый телефон вместо соски или бутылочки молока. И он перестал плакать!
– А потом родители хотят нормального развития ребёнка, идеальной мелкой моторики, чистой речи и беглого чтения, хорошей успеваемости. Книги как таковые вообще исключают из жизни детей, не понимая, как чтение сказок развивает фантазию, воображение, мышление. Когда у каждого свой колобок, свой сказочный персонаж. Отличная традиция – семейного чтения по ролям. Но не читают, ощущение, что ребёнок рождается с телефоном в маленьких пухлых ручонках.
В подростковом возрасте всё усугубляется. Вырастает стена, родители не понимают, как общаться с подросшим чадом. Недавно одна мама привела на приём девочку-подростка изза попытки суицида. Знаете, в чём причина? Её не приняли с татуировкой дома. Родители отреагировали на эту новость агрессивно. Они, кстати, и сами из сложного поколения 90-х, тогда ломалась страна, не было времени на воспитание… Татуировка, и что? Бить, вешать, давить?! Незыблемое правило – если вы чуть прикрикнули на подростка – ждите обратной связи. Подростки плохо понимают авторитарный стиль родителей, тем более если они не были таковыми изначально. Нужно закладывать основы с ранних лет – субординацию, уважение к старшим. Это же наши дети, и, если мы хотим здоровое общество, надо меняться самим. Стремиться к чему-то лучшему.
О тату, любви и зачатии
– А почему одной из тем лекций для школьников стали татуировки?
– Я делаю на этом акцент по нескольким причинам. Прежде всего, центр «СПИД» бьёт тревогу: из-за подпольных татуировок растёт количество заражений ВИЧ, гепатитом С. Тут и вопрос низкого качества работы. Девочка по дешёвке просит у случайных татуировщиков набить ей дракона, а выходит гусеница. Или татуировка быстро надоедает, как штрихкоды на шеях, которыми повально увлекаются парни. А однажды в «Бубль-Гуме» я увидела парнишку-продавца с перебинтованной рукой. Оказалось, с тату его не приняли бы на работу. Обо всех последствиях я и рассказываю подростковой аудитории.
– Вы много общаетесь с детьми, постоянно в командировках – по школам, детским домам края. Как вы находите подход к непростой аудитории?
– Многие учителя средних и старших классов, приглашая меня, боятся, что я не выдержу поведения детей, сломаюсь, пытаются помочь, но обычно я прошу преподавателей уйти. Дети, особенно подростки, уважают во взрослом личность, обязательно испытывая, «прокусывая», задают не то что неудобные – сложнейшие вопросы. Но если вдруг я не в теме, говорю честно, что не знаю, что ответить.
Первая любовь – яркое чувство, родителям подростка нужно быть чуткими и терпимыми.
Я выполняю свою задачу на 100%, если не только провожу лекцию или тренинг, но и после меня не отпускают, спрашивают, делятся. Не знаю, как у меня это получается, думаю, играет роль большой опыт работы, более 14 лет. И я понимаю, что детям есть что сказать – они хотят общения со взрослыми. Они словно молча кричат: «Поговори со мной».
– Вот вы заходите в класс, знакомитесь и говорите: «Ребята, сегодня поговорим об абортах!» И?..
– И наступает тишина. Но вначале мы говорим о любви, и всем эта тема интересна. То, что сексуальные связи ранние сегодня, ни для кого не секрет, у девочек средний возраст – 14 лет. А моя задача – объяснить некоторые аспекты. К примеру, об уголовной, моральной ответственности. И меня слышат.
– А разве запретишь любить, встречаться? О чём говорят сюжеты от «Ромео и Джульетты» до «Вам и не снилось»?
– Первая любовь – яркое чувство. Родители, приготовьтесь быть чуткими и терпимыми. Последние могут затеять скандал из-за простых объятий, а дети в ответ делают надрезы на руках, предупреждая: оставьте меня в покое!
– Возвращаясь к теме ранних связей и нежелательной беременности.
– Иногда я рассказываю историю о том, как раньше в деревнях наказывали девушек за нецеломудренность, что производит впечатление. И я говорю совершенно серьёзно об овуляции, зачатии. Показываю модель 11-недельного эмбриона в утробе матери. Они поражаются: полноценный человек получился всего за несколько недель? Количество ранних беременностей и абортов сегодня критическое. Мне жалко девчонок, отравляющих организм и дитя медикаментозными абортами. А потом они не могут никого родить.
– Вы за целомудрие и против ранних абортов?
– Понимаю, что всё так идеально не будет, скорее всего, но призываю к ответственности . При любом раскладе я за сохранение новой жизни! Признаюсь, я больше практик, чем теоретик. К примеру, у меня отдельно работает телефон доверия, куда могут позвонить беременные девушки, которые не желают рожать, хотят отказаться от ребёнка. Всем найдётся совет.
– Приходится с родителями работать?
– Безусловно! Так, в одной семье сын-подросток дважды пытался уйти с пятого этажа. Первый раз поймали, спасли, но только во второй раз (опять же спасли чудом) обратились к психологу. Я пришла к ним домой, изучила обстановку и поняла, что ребёнок пытался достучаться до родителей. А те явно перегибали палку, он был им всё время «должен».
Но как классно, когда мама слышит своего ребёнка! Он совершил плохой поступок, но он всё равно мой.
Когда это закончится?
– Если вообще нет никаких контактов с ребёнком? Нужно обращаться к специалисту?
– Обязательно, как только ребёнок начал закрываться. По опыту знаю, что родителям свойственно перекладывать ответственность на школу. А дети вышли за её ворота и остаются предоставленными самим себе. Им нужен режим дня, прогулки, кружки – мозги отключить от уроков. Различные виды деятельности – танцы, рисование, тренажёры – отличный способ выброса гормональной энергии и путь к общению, поиску друзей! И без «Тик-Тока» нельзя, как ни запрещаешь, всё равно будут лазить.
– Когда подростковый возраст закончиться должен?
– На самом деле переход от детства к взрослой жизни заканчивается у всех по-разному. Нормальный порог – 17–18 лет. Тогда их надо отпускать. Но, кстати, среди социализированной и продвинутой молодёжи сегодня модно уходить от родителей именно в это время, самостоятельно снимать квартиру, начинать зарабатывать деньги…
Что могу сказать в заключение? Наши дети – они такие, какие есть, они уже родились, растут, живут среди нас. И нужно научиться их любить.