aif.ru counter
198

Учитель Татьяна Дрегваль: «Раскрыть ребенка лучше всего помогают стихи»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Приморье 24/04/2013
Фото Риммы Павловой

Владивосток, АиФ-Приморье. Татьяна Дрегваль уже 27 лет учит малышей уму – разуму. Глядя на молодую энергичную женщину, не сразу веришь в то, что за ее спиной без малого тридцатилетний стаж преподавания и два педагогических образования (второе – заочное, учитель истории). В голосе нет усталости, в жестах резкости, и, не смотря на то, что позади практически весь учебный год, в ней столько задора и энергии, добра и силы, что чувствуешь себя готовым самому сесть за парту.

Мы и садимся. Учимся. Оформление детишек в первые классы среднеобразовательных муниципальных школ уже началось. И нам нужно повторить «правила» для родителей, чтобы не совершить ошибок.

Готовь дневник летом

- В этом году, по словам учителей, ажиотажа с выбором школ не наблюдается. Сегодня больше внимания уделяется выбору педагога. Случается, что именно педагогам родители устраивают собеседования.

- И это правильно. От того, найдут ли родители общий язык с преподавателем, зависит «вхождение» ребенка в учебный процесс. Простой пример – если ваш ребенок медлительный ( это не плохо и не хорошо, это просто так есть), а педагог быстрогорящий (а это тоже не плохо и не хорошо), стоит познакомиться с учителем параллельного класса. Может быть, их «скорости» будут ближе. Впрочем, есть и общие правила, следуя которым можно помочь ребенку адаптироваться в первые учебные дни и месяцы. Но работу нужно начинать уже сегодня.

- Сегодняшние малыши вдохновляют вас или расстраивают?

- Если ученики тебя не вдохновляют, значит, ты выбрал не ту профессию. Ведь идеальных классов не бывает. Но все в руках учителя и родителей. Поверьте, личные контакты между первыми и вторыми значат гораздо больше, чем регулярное посещение родительских собраний (хотя и оно крайне необходимо). Ваш ребенок пойдет в школу. Значит, сразу поставьте перед собой задачу – раз в неделю находить время для беседы с учителем. Да, трудно вырваться в школу посреди рабочего дня, но лучше находить для этого время в младших классах, чем краснеть в учительской в старших. Это очень простое правило. Но почему-то мало кто ему следует.

- Что самое сложное для первоклассника?

Досье
Татьяна Дрегваль родилась во Владивостоке. В 1986 году окончила педагогическое училище №1. В 2000 году - Биробиджанский педагогический институт. Лауреат краевого конкурса «Учитель года». Воспитывает дочь.

- Сложности очень индивидуальны, как и сами дети. Но все их можно объединить одним понятием – адаптация. Одному сложно быстро усваивать материал. Другому, более реактивному, трудно сосредоточиться. Для третьего большая проблема сразу и «вдруг» оказаться в большом коллективе, особенно если до этого малышу не досталось места в детском садике. Но всем до единого нужно обрести уверенность в себе.

- Есть универсальные рецепты?

- Да. Если ваш ребенок умеет и любит читать стихи, пусть небольшие, пусть смешные четверостишия, он будет внутренне готов всегда проявить себя, и у него в любом случае будет уверенность, что «вот это я точно умею!». Знаете, я иногда применяю «стихотерапию», особенно если вижу, что малыш излишне замкнут, плохо общается с одноклассниками. Доверяю ему выучить большое и серьезное стихотворение. Помогает.

- А знания в математике и письме не так важны?

- Важнее наличие подготовки в обучении математике и письму. Для того чтобы подготовить ребенка к письму, нужно научить его правильно держать ручку, обращаться с ней свободно, а не сжимать в кулачке. Правильно сидеть, держать тетрадь, уметь писать ровные и прямые линии, понимать, что такое параллельные, то есть одна линия на одинаковом расстоянии от другой, уметь их чертить на достаточно длинной строке. Самостоятельно писать прописные буквы начинать не стоит – у каждого педагога своя методика обучения. Лучше заниматься раскрасками, мозаиками, вырезанием. Развивать моторику.

- А что касается математики? Нужно ли, чтобы ребенок умел считать до ста?

- Абсолютно нет. Дело в том, что даже если ваш ребенок называет числительные до 100, это еще не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые. Думаю, помочь готовиться стоит следующим образом: пересчитывать любые однородные предметы — карандаши, камешки и т. д. Следить за тем, чтобы число элементов в каждой группе ребенок обозначал цифрой (знаком на письме) и не путал понятия «число» и «цифра», умел сравнивать величину предметов. Считать же лучше в пределах 10. Использовать любую прогулку, для того, чтобы учить счету, понятиям больше – меньше. Мы с дочкой начали такое обучение месяцев с 11. Да-да, надо мной даже соседки смеялись. Так что «рано» не бывает. Впрочем, не бывает и «поздно».

- Как подготовить ребенка к школе психологически?

- Начать с себя. Придти в школу, побеседовать с учителем, «примерить» программу класса к ребенку. Важно, не переоценивать своего малыша, не считать его излишне гениальным. Все родители любят своих детей, но не все умеют реально оценивать их способности. Важно понимать, что переоценка способностей собственного чада приведет к тому, что он не будет успевать за другими детьми. К сожалению, даже у здорового ребенка, полностью готового к нагрузке, могут быть проблемы. Часто они незаметны, и результаты родительского невнимания могут проявиться только к концу учебного года, когда наряду с трудностями письма и чтения начнут возникать конфликты с учителем. Ребенок будет бояться школы, отказываться идти на занятия, страшиться любого задания.

- Что делать в таком случае?

- Повторюсь – начинать подготовку уже сейчас. Можно походить на курсы. Если нет такой возможности, просто побывать в школе, дать малышу привыкнуть к ее темпу, даже шуму. Обратить внимание на доски с фотографиями тех, кем гордиться школа, обсудить предметы, которые для него будут наиболее привлекательными. Но в то же время обязательно объяснить, что вскоре он станет членом этого шумного коллектива, и он должен будет чувствовать ответственность перед ним. Если в собственной семье ребенку многое дозволено, родители должны понимать, что ему будет очень трудно с одноклассниками, трудно будет учителю, у которого есть и другие ученики, да и самим родителям станет сложно в определенное время. Нужно обязательно научить своего ребенка таким понятиям как «можно» и «нельзя».

- Но если, несмотря на все старания, ребенок все равно плохо адаптируется?

- Контактируйте с учителем. Учитель – ваш друг. Поделитесь своими сомнениями. Поверьте, мы делаем все, что бы малыш перестал быть малышом, а стал учеником, раскрылся.

Могу привести пример из своей практики. У меня в классе был мальчик, который совсем не умел и не хотел разговаривать с посторонними. И очень хорошо, что его мама об этом предупредила. Я разработала целый мини сценарий поведения. Объясняя что-то, постепенно приближалась к его парте, потом отходила, и делала это, пока он не перестал вжиматься в стул, - не от страха, от стеснения. Дальше я начала поглаживать его по голове, и только потом спрашивать. Через пол года мы перешли к односложным «да – нет», через год научились говорить более пространно, через полтора я начала делать замечания за болтовню на уроках.

- В чем, по-вашему, заключается основная задача учителя младших классов?

- Я однажды сформулировала для себя миссию, как учителя младших классов. Я заняла четвертое место в краевом смотре конкурса «Учитель года», меня вызвали на сцену для ответного слова. И вот тогда само собой родилось: «Мы должны из маленьких ноликов, которые приходят к нам, сделать, сотворить, вырастить единички, единички общества, жизни, единички самих себя».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество