aif.ru counter
288

Учитель из Владивостока: «ЕГЭ – это натуральный тест на болвана»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Приморье 22/05/2013 Сюжет ЕГЭ-2014
Фото: Анатолий Добровольский

Владивосток, 28 мая – АиФ-Приморье. В эти весенние дни все мысли школьников, их родителей и учителей - о грядущих экзаменах и выпускных вечерах. О школе, учениках и профессии педагога корреспондент «АиФ - Приморья» беседует с заслуженным учителем России, преподавателем математики владивостокской школы № 28 Ольгой ФРОЛОВОЙ.

Досье
Ольга Фролова родилась в Москве. Работает преподавателем математики в школе № 28 Владивостока с 1953 г. Заслуженный учитель РСФСР.

- Ольга Федоровна, нынче вся система образования переживает бурные перемены. Вам по душе эти новшества?

- Реформы в том виде, что навязывают и преподносят школе, не приемлю. Придумывают бесполезные новинки, чтобы бурную деятельность имитировать да деньги получать. Изображается активность, а знания - всё хуже. В упадке не только точные науки. Отношение к языку вообще никакой критики не выдерживает. У меня один из учеников так говорит: «У вас тройку получал, но выучил математике детей и внуков».

- На ум приходит классическое: кто виноват?

- У нас одна большая проблема - стопроцентная успеваемость. Раньше ведь не боялись ставить «двойку» и оставлять на второй год. И от этого была польза. А сейчас вымучивают эти несчастные «тройки». В том виде, как принято обеспечивать успеваемость, это неприемлемо. Это полная галиматья. Ну кто поверит, что нет двоечников?

- Получается, что единый экзамен не сделал систему прозрачнее? (читайте о скандале со сдачей ЕГЭ-2013 по русскому языку)

- На мой взгляд, это просто оболванивание. Посмотрите на эти примитивные вопросы! Натуральный тест для болвана. И даже при этом остается лазейка, чтобы получить подсказку, списать. А знаний с подсказки не бывает. Проблема еще и в том, что родители любят детей, но в силу этого забывают, что им нужно учиться. Дети обманывают, врут, а родители идут на поводу. Представить себе такое раньше было невозможно. Авторитет учителя надо оберегать. Тем более что родители не всегда уделяют детям должное внимание. Оставляют на откуп школе, а сами заняты погоней за деньгами.

Старая добрая школа

- В разговорах часто можно услышать, что нынешние дети - не такие, какими были их сверстники 20 или тем более 50 лет назад…

- В родной 28-й школе мною прожито 60 лет, но каждый год помнится по-особому. Потому что связаны воспоминания с личностями моих учеников. Их талантами и стремлениями и даже шутками и курьезами. Часто просматриваю наши школьные альбомы, в которых - вся жизнь. Насыщенная и интересная. Перечитываю поздравления и письма ребят. «Ваши пожелания мы усвоили в десятой степени», - вот какие оригинальные отклики встречаются среди них.

- Так у вас в трудовой книжке - всего одна запись?

- В трудовой книжке у меня записано: «20 августа 1953 года». Перерывов в работе было только два - это декретные отпуска. Кстати, один из сыновей окончил школу с золотой медалью. Ну а меня можно считать потомственным педагогом. Дедушка преподавал в школе до 80 лет. Он угощал сладостями тех из внуков, кто быстрее всех решал задачку. Он-то и разглядел во мне любовь к математике. А сама увлеклась педагогикой уже в студенческие годы. После окончания Московского педагогического института мы, четверо выпускниц, приехали во Владивосток. Это был 1953 год. Ректор так и сказал: «Дальнему Востоку нужны учителя!» Всё дышало романтикой, и в поезде вагон с выпускниками был самым весёлым и шумным. А по приезде мы немного растерялись. В нынешнем Пушкинском театре было общежитие моряков, и нас поселили там же. Мы лишний раз даже нос боялись высунуть из комнаты, пока не перебрались в школу. И знакомство с городом началось с курьеза. Нам стали предлагать на выбор районы: Первомайский, Первореченский... А мы заявили, что из Владивостока на периферию не поедем.

На снимке - 8А класс, 1963 г. Ольга Фролова пятая справа во втором ряду. Фото из архива О. Фроловой

- Как же удавалось находить общий язык с учениками, которые всего на несколько лет были моложе вас?

- Моим любимым занятием были лыжные походы. Мы с учениками уходили дней на пять и прошагали буквально всё Приморье. Лыжи брали напрокат на Санаторной. Проводили концерты и лекции для сельчан. В таких походах легче вести разговоры, убеждать и направлять ребят. Хотя время было послевоенное, а в нём - безотцовщина и бедность. Но молодежь понимала, что учеба дает возможность строить свою жизнь. Конечно, в первых выпусках ребята нам достались очень запущенные, и чтобы восполнить недостаток знаний, нам приходилось массу времени заниматься дополнительно. Просиживали с ними вечерами, занимались на факультативах и индивидуально. Это сейчас репетиторство стоит бешеных денег. А тогда всё это было бесплатно.

- Тем не менее воспоминания у вас самые светлые…

- Конечно, ведь школа жила особой жизнью! Очень дружный был коллектив, и вечера мы проводили замечательные. Умели и работать, и отдыхать. Особым местом был наш Жариковский сквер. Здесь отдыхали после первомайской демонстрации, просто встречались вечерами. Он и сейчас остается любимым местом отдыха. Кстати, наша «московская» команда жила первые четыре года прямо в школе. Была такая маленькая пристройка по соседству с кочегаркой. Там и располагались четверо девчонок на двух кроватях. Без воды и удобств. Но то время не стану ругать, потому что жилось иначе. И к знаниям стремление было необычайным. В итоге среди моих выпускников - сотни знаменитостей, адмиралы и капитаны, профессора и академики, актеры и писатели. Сейчас уже и крупные бизнесмены. Вот Игорь КАСАТОНОВ стал командующим Черноморским флотом. Всегда приезжал в гости и стучал в учительскую, с улыбкой протягивая торт. Можно назвать десятки имен: Жору БОТКИНА и Сашу РЕЗНИКА, Валю СОМОВА и Валерию ШПАГИНУ. Своей работой наши педагоги вправе гордиться.

- Такие влиятельные контакты выручали в жизни?

- Несколько раз было, чего мне скрывать. В 90-х у нас под угрозой срыва был вечер встречи выпускников. Позвонила ребятам и попросила помочь. За сутки бывшие ученики собрали 160 тысяч рублей. Хватило и на застолье, и на подарки учителям. Молодцы ребята, что откликнулись и не забыли. Ведь вечера встреч - чудесная традиция. И, скорей всего, только наша, русская.

- А любимая математика часто вам помогает как прикладная наука?

- Она, наверное, самая прикладная из всех. Без расчетов нет ни открытий, ни исследований, ни машин... Но ко мне сейчас чаще всего обращаются соседки. Помогаю им пересчитывать суммы платежей в квитанциях по ЖКХ и экономить (смеется).

Знание = богатство

- Принято считать, что у каждого педагога - свои секреты учительства. А у вас они есть?

- Мой особый секрет прост: надо любить детей. Любить и всеми силами стараться дать им знания. Не скупиться на добро и душевность. Ведь наша профессия - самая благодарная! Ни один человек не слышит столько раз в день слов приветствия и благодарности. Очень важно дать это почувствовать молодым  учителям, кто еще не разочаровался в выборе.

- А секреты молодости и бодрости раскроете?

- Никогда не унываю. А еще не сижу на месте. Вот и сегодня у меня занятия на дому с детьми, прикованными болезнями к постели. Везде успеваю пешочком (смеется).

- Но судя по окладам, труд учителя всё же ценят не все…

- Это отдельная и больная тема. В прошлом году я вела 9-й класс, но в этом осталась без классного руководства. Пришла молодая учительница, и мне пришлось уступить ей эти часы, потому что иначе она не сможет снимать квартиру. Поплакала, но согласилась, иначе из школы уйдет последняя молодежь. Сама на зарплату не сетую. И дело даже не в надбавках. Мне проще потому, что помогают двое сыновей. Благодаря им поездила за границу, могу позволить себе отдых и лечение. Но понимаю, что мой случай - частный.

- Кстати, а сыновья чем зарабатывают?

- Представьте себе, умом! Знания, если они глубокие и основательные, - это тоже достояние.

Смотрите также:

Оставить комментарий (5)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество