Примерное время чтения: 7 минут
155

В Приморье создан консорциум для развития судостроения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Приморье 28/08/2013

Новый финансово-промышленный консорциум возьмёт на себя выполнение стратегической задачи по развитию судостроения в Приморье и на Дальнем Востоке.

VIP-десант 

Встреча, ключевой темой которой стало развитие судостроительной и судоремонтной отрасли на Дальнем Востоке России, была продиктована ситуацией, которая складывается в отрасли. Усилия по её становлению и созданию новых мощностей производства оказались недостаточны. При этом отставание в судостроении, по оценкам правительства и руководства крупнейших российских компаний, грозит срывом главной стратегической задачи - освоения арктического шельфа.

Именно поэтому в Приморье собрались все заинтересованные стороны процесса и сели за стол переговоров. Среди участников совещания оказались президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин,  министр по развитию Дальнего Востока и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев и заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Рахманов. Интересы регионов представляли губернаторы Приморского и Хабаровского краев Владимир Миклушевский и Вячеслав Шпрот.

В роли хозяев встречи выступали глава Объединенной судостроительной корпорации Владимир Шмаков и исполняющий обязанности гендиректора Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) Владимир Цыбин. О главной цели совещания Дмитрий Рогозин рассказал днём ранее во время своей рабочей поездки на Камчатку.

- Моя задача - понять, есть ли конкретный план о размещении судоремонтных и судостроительных потенциалов, специализации верфей, подготовки необходимого персонала для предприятий Дальнего Востока, - отметил он.

По словам вице-премьера, совещание являлось, по сути, генеральной репетицией совещания под руководством президента, которое он проведет в конце августа там же в Большом Камне.

Наверстать упущенное

Совещание началось с облёта территории завода и корпусов новой судоверфи «Звезда». От трапа вертолёта гости отправились производственные цеха. Здесь зашёл разговор о том, что современное оборудование для резки металла и монтажа корпусных блоков готово, но остается решить вопрос о поставках судового металла. В условиях его дефицита предстояло определить стратегического партнёра, который возьмёт на себя эти поставки. Причём, учитывая дальневосточные тарифы доставлять металл из стран АТР, а такие варианты заблаговременно просчитали в руководстве ДЦСС, оказывается дешевле, чем везти его из-за Урала.

И, наконец, главная задача - обеспечить бесперебойное финансирование строительства верфи, для которого в соответствии с госпрограммой развития отрасли необходимо 111,7 млрд. рублей. Отметим, что новая судоверфь уже сегодня представлена двумя вновь отстроенными корпусами своих цехов. Это цех судовых конструкций позволяющий производить разделку и сварку металлических судовых конструкций до 300 тысяч тонн, и цех покраски судовых блоков.

Деньги на ветер

Совещание, посвященное развитию судостроения, начал вице-премьер, но тон задал Игорь Сечин, который озвучил цифры судов ледового класса, разведочных и добывающих платформ, необходимых для освоения Российского шельфа: к 2016 году потребуется около 500 единиц морской техники.

- Одни сутки аренды нефтяной платформы обходятся сейчас в 600 тысяч долларов, - заявил глава «Роснефти». - Это те деньги, которые могли бы пойти в наше судостроение, но пока они уходят за рубеж.

По утверждению Сечина, в ближайшие пять лет России нужно создать базу для строительства судов ледового класса  потребность в которых с каждым годом будет только нарастать. Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, со своими заводами и выгодным географическим положением - это единственное в России предприятие, на базе которого можно в кратчайшие сроки создать такую верфь.

- Это решение стратегической задачи ,и страна, которая первой придёт в Арктику, гарантирует себе доминирующее положение на рынке углеводородного сырья, а значит и в мировой экономике, - отметил Дмитрий Рогозин. - Упустить такую возможность мы не имеем права.

Именно эта стратегическая необходимость и стала побудительным мотивом принять необходимое решение. Для того чтобы гарантировать инвестиции в проекты судостроения, решено создать консорциум и на его основе развивать отрасль. 

- О том, какими будут доли всех участников, предстоит договорить позднее, но главное - решение о создании консорциума состоялось, - заявил Рогозин.

Тем самым основными инвесторами проектов ОСК станут такие финансовые и промышленные гиганты страны, как «Роснефть и «Газпромбанк», «Совкомфлот» и ОСК. На совещании уточнили, что из-за недофинансирования проекта Объединенной судостроительной корпорацией, отставание в строительстве судостроительного комплекса «Звезда» составило 14 месяцев, но принятые решения  позволят обеспечить бесперебойное строительство. 

Несекретное ЗАТО

Что принесёт Приморью и, собственно, городу Большой Камень реализация программы судостроения и судоремонта, выяснилось сразу на совещании. Здесь получили подтверждения планы строительства отдельного микрорайона для будущих работников «Звезды». Это как минимум 3 тысячи квартир, и, вероятнее всего, этим дело не ограничиться. Молодых судостроителей будут обучать здесь же, в Большом Камне, на базе техникума. Впрочем, такой важный «гражданский» проект не повредит военному судостроению. Ещё одно важное решение - не отказываться от статуса ЗАТО.

- Сейчас не существует таких военных секретов, которые необходимо было бы охранять так жёстко, - считает Дмитрий Рогозин.

Это означает, что нужно ввести режим, благоприятствующий развитию экономики и привлечению инвестиций. При этом статус закрытого административно-территориального образования Большому Камню очень важен, потому что он гарантирует миллионные поступления из госбюджета на развитие территорий.

- Решено создать рабочую группу как раз с целью выработки необходимых и достаточных условий существования города в статусе ЗАТО, - рассказал губернатор Приморья, который ее и возглавит. - Предстоит проработать предложения в правительство и убедить, что это необходимо. Ведь ежегодно город получает около 450 миллионов рублей дотаций для решения социальных задач.

Курс на шельф

Конечно, итоги совещания ещё предстоит осмыслить и перейти от договорённостей к подписанию конкретных документов. Но, безусловно, новый вектор развития судостроения в стране и на Дальнем Востоке уже задан. По словам Дмитрия Рогозина, вместе с главой «Роснефти» ему до конца месяца предстоит посетить Южную Корею и договориться о поставках судового металла и в целом об участии в строительстве и оснащении газовозов и морских платформ на условиях стратегического партнёрства. Результат все приморцы узнают достаточно скоро. Во Владивосток запланирован визит президента страны, который в Приморье примет итоговое решение о финансировании проекта Судостроительного комплекса «Звезда».

Справка: 

«Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) - дочернее предприятие государственного холдинга «Объединенная судостроительная корпорация». Создан по указу Президента РФ 21 марта 2007 года. Объединяет крупнейшие профильные предприятия региона и включает в себя судостроительные и судоремонтные заводы в Дальневосточном федеральном округе, в том числе на Камчатке, в Хабаровском и Приморском краях. Одним из проектов является строительство судостроительного комплекса «Звезда» - одной из самых современных верфей в России. СК «Звезда» будет выпускать танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы, суда ледового класса, специальные суда и элементы морских платформ. В настоящее время реализуется первый этап проекта: строительство блока корпусных производств и окрасочных камер (включая строительство открытого достроечного тяжелого стапеля). Планируемые рабочие места - 6 тыс. 500 человек.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах