Примерное время чтения: 4 минуты
295

Пересядем на телеги. Приморцы боятся новых требований к такси

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 21. "АиФ-Приморье" №21 21/05/2025
Такси в Приморье остаётся этническим бизнесом.
Такси в Приморье остаётся этническим бизнесом. тг-канал "Полиция Приморья"

В России приняли закон о запрете на использование для работы в такси машин иностранного производства. В Приморье это ограничение начнёт действовать позже, чем в центральной России. Чем обернётся эта норма на Дальнем Востоке, где основу автопарка составляют подержанные автомобили из Японии?

Проходные машины

Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, который вводит требования к уровню локализации такси. Теперь таксопарки и водители-частники должны будут использовать только машины российского производства. Причём минимальный уровень их локализации должен превышать 3 200 баллов по аналогии с госзакупками автомобилей. Баллы начисляются за комплектующие российского производства. Так, например, сварка кузова или кабины приносит 400 баллов, окраска кузова – 500 баллов, его штамповка – 500 баллов, даже за использование российских лакокрасочных покрытий будет начислено 100 баллов.

Таксопаркам также разрешили использовать автомобили отечественного производства, которые закуплены у заводов, заключивших специнвестконтракт.

В эту категорию, например, попадают автомобили Chery, которые под брендом Tenet планируют производить на бывшем заводе Volkswagen, кроссоверы Exeed – бывший завод Mercrdes-Benz под управлением «Автодома», модели московского завода «Москвич», седаны и кроссоверы Evolute Липецкого завода, возможные будущие новинки совместного производства Changan и «Группы ГАЗ», модели Omoda, Jetour, Kaiyi, BAIC с калининградского завода «Автотор», а также автомобили крупнейшего российского завода «АвтоВАЗ». Во Владивостоке ещё недавно на автозаводе «Соллерс» собирали Toyota Camry и Toyota Landcruiser Prado. Из-за санкций японский партнёр «Соллерса» ушёл из России. Место на сборочном конвейере в приморской столице заняли китайские пикапы. Но и они не задержались во Владивостоке.

Сейчас основным инструментом обновления автопарка остаётся лизинг, а он доступен только юридическим лицам. А в такси в Приморье в основном работают самозанятые. Им лизинг недоступен.

Получается, что именно эта категория водителей столкнётся с заведомо невыполнимыми условиями.

Не бюджетный транспорт

Отечественные машины, по данным «Автостата», составляют лишь 4,5 процента от всего автопарка Приморья. В топ-5 самых популярных на Дальнем Востоке автомобилей, по информации портала «Дром», входят Toyota Vitz, Honda Fit, Toyota Corolla, Toyota Corolla Fielder и Toyota Prius.

Причины непопулярности отечественного автопрома на Дальнем Востоке прежде всего экономические. Когда подержанная машина из Японии стоит намного дешевле, чем продукция АвтоВАЗа, выбор очевиден.  

Подавляющее большинство автомобилей-такси в Приморье сегодня – это праворульные японские машины. По данным «Опоры России», во Владивостоке доля водителей, оказывающих услуги такси на нелокализованных автомобилях, превышает 80 процентов.

Самые популярные марки – это гибридные Toyota Aqua и Toyota Prius. Предпочитают их в первую очередь из-за низкого расхода топлива. Та же Toyota Aqua потребляет в городском режиме 2,8 литра бензина. Это вдвое меньше, чем даже паспортный расход Lada Vesta.

При этом важно, что машины, работающие в Приморье в такси, чаще всего не являются ни собственностью таксопарков, ни собственностью их водителей.

Их берут в долгосрочную аренду.

Этнический бизнес

Нововведение может привести не только к экономическим проблемам, но и к росту межнациональной напряжённости.

В подавляющем большинстве в такси во Владивостоке работают выходцы из Средней Азии. Официальной статистики нет ни у кого. Но опыт пользования этой услуги одним из авторов показал, что за последний месяц из двенадцати заказов такси все двенадцать выполняли водители, переехавшие в Приморье из этого региона.

«У нас в крае иностранцам по патенту запрещено работать. Все, кто работает в этой сфере, имеют гражданство, вид на жительство и другие необходимые документы», – прокомментировал руководитель общественной приёмной консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений, ведущий эксперт по вопросам миграции Сергей Пушкарёв.

Беда в том, что реальность с законом расходится. Только с начала этого года приморские полицейские задержали 239 водителей-иностранцев за нарушение миграционного законодательства. Они, нелегалы, точно не будут приобретать отечественные автомобили для работы в такси.

Впрочем, не готовы к этому даже те, кто легализовался и работает официально.

«Я приехал во Владивосток четыре года назад и практически всё это время работаю в такси. Но беда в том, что сейчас моя работа в такси не позволяет мне откладывать на покупку нового такого автомобиля. Треть заработанного уходит на оплату арендуемой сейчас машины, пятая часть – на бензин, масло и шины, мойку и обслуживание, треть – на оплату жилья, а на оставшееся надо как-то жить. И я не верю, что компания, у которой я сейчас арендую машину, закупит «Лады» или собираемых в России «китайцев», – говорит водитель такси Санжар Холикулов.

Куда денется эта армия выходцев из Средней Азии, оставшихся без заработка? Многие эксперты, правда на условиях анонимности, прогнозируют серьёзный рост этнической преступности.

Впрочем, другие эксперты полагают, что для Дальнего Востока введение новых требований для такси будут постоянно откладывать, как это было с обязательной системой ГЛОНАСС.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах