Формирующие ленту и предлагающие рекламу в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах рекомендательные алгоритмы должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей.
Специалисты отмечают, что пользователи должны иметь возможность самостоятельно отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса. Появление в России соответствующего правового инструментария позволит бороться с использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента и в целом сделает российский сегмент интернета более прозрачной и понятной для граждан.
По словам заведующего кафедрой международных отношений и права ВГУЭС Романа Гриванова, идея полезна, однако инициатива требует более конкретного описания, пока непонятно, как это будет воплощаться. Но необходимо сделать это таким образом, чтобы не было излишнего давления, чтобы был баланс между контролем и здравым смыслом.
«Интернет можно и нужно регулировать, но это должно проводиться разумно. Необходимо навести некоторый порядок, который подразумевает, что у людей должна быть возможность использовать социальные сети для того, чтобы свободно обмениваться мнениями и получать обратную связь. У пользователей должно быть больше полномочий регулировать информационное поле, например, пожаловаться и на неправильный контент, и на то, что они были несправедливо в чем-то обвинены и наказаны», - отметил Роман Гриванов.
С тем, что регулирование рекомендательных сервисов в том или ином виде необходимо и целесообразно, согласился и юрист Центра НТИ ДВФУ по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» Андрей Яковенко.
«Нормальная практика, почти всех сервисов, YouTube, как один из примеров. За право потребления контента пользователь теперь будет сам решать, что для него ценнее: его персональные данные или материальные ценности», - отметил Андрей Яковенко.