Повестки в военкомат в Приморье получили сотрудники если не абсолютно всех, то большинства крупных и мелких коммерческих, муниципальных и государственных организаций. Пока руководители и кадровики пытаются осознать, как это отразится на производстве. Ясно одно – для всех это стало сюрпризом, о кадровом резерве никто не думал вообще.
Райком закрыт?
Армии нужны мужчины. Причём не просто представители мужского пола, а относительно молодые, прошедшие срочную службу или служившие по контракту и особых специальностей. Повестки тысячами полетели по адресам. И те, кто получил, отправились в военные комиссариаты. Как положено, со слезами родных, с отвальной с коллегами, с напутствием начальства.
Были, правда, категории мужчин, которые отправились не в военкоматы, а штурмовать погранпереходы – напрасно думать, что массовые очереди на границе с Грузией и Казахстаном создавали только уклонисты из Европейской части. Хватало и приморцев, которые искали укрытие от призыва за пределами Родины. Но, как и мобилизованные, они выпали из экономически активного населения страны.
– У нас в организации работало две бригады установщиков оборудования, все – мужчины в возрасте около 30 лет, – рассказал менеджер компании, занимающейся промышленным водонагревательным оборудованием, Илья Калинович. – Из 12 человек семерых призвали, трое подались в бега. Остались инженер пенсионного возраста и опытный мастер, но он один с полутонным оборудованием на трёх объектах не справится. Работа встала. Крупные заказы надо выполнять, а некому. Уже и не важно, заберут его или нет.
Инженер, по словам Ильи Калиновича, достал свой военный билет, вспомнил, что служил в ПВО, а это в армии востребовано, хоть и служил во времена Вьетнамской войны, и потребовал денег, в том числе за поиск новых сотрудников. Специалистов нужного профиля на рынке не найти…
– А среди менеджеров и руководства повестки не вручили никому. Среди начальства народ молодой, но не служивший нигде, кроме военной кафедры в институте. Они по специальностям финансисты и управленцы, смонтировать оборудование не сумеют. Встаёт вопрос – расходиться по домам или как-то выкручиваться.
Более или менее остро ситуация стоит во всех отраслях общества. Мобилизуют в первую очередь рабочий и инженерный состав, выросший по карьерной лестнице с самых низов. Водители, монтажники оборудования, электронщики и связисты – те самые парни, которые от армии не «откосили», а образование получали в средне-специальных учебных учреждениях. На селе – механизаторы. Они традиционно рассматриваются в качестве водителей боевой и обеспечивающей техники.
– У нас на птицефабрике и в торговой сети повестки получили многие водители и операторы погрузчиков, – рассказала сотрудник одного из сельхозхолдингов Приморского края Ирина Алёшкина. – Проблемы возникли на складах, на доставке кормов, в логистической сфере – некому стало водить машины и заниматься тяжёлой работой. Даже с удалёнки часть молодых менеджеров ушла в военкомат. Ряд направлений серьёзно «провисает».
Тришкин кафтан
Родина в последние годы активно занималась и продолжает сегодня заниматься возрождением экономики. Стимулируется инициатива, работают центры подготовки молодых бизнесменов, выдаются гранты и льготные кредиты. Появляются новые ИП и ООО. Директора и учредителя им искать не приходится. Бухгалтер – уже сотрудник особый. Квалифицированного специалиста не найти днём с огнём.
– Если говорить в целом о рынке труда, то нужно говорить об острой нехватке персонала. Аналогично дела обстоят с врачами, инженерными, строительными специальностями, даже в ГУФСИН недостаток конвоиров, – рассказала генеральный директор Дальневосточного центра кадровых технологий Анастасия Филимонова. – В центре занятости открыто около 60 тысяч вакансий. А соискателей – порядка 10 тысяч. Потребности бизнеса не удовлетворяются. У нас острая нехватка кадров вообще. Говорить надо уже о кадровой безопасности ДВ региона. Не только Приморского края. Страдают и Сахалин, и Саха, и Хабаровский край, и Чукотская область.
Только что пережили пандемийные локдауны, привыкли справляться с санкционным давлением, и вот нате вам – мобилизация.
Как говорят специалисты кадровых служб, озвученный потенциал частичной мобилизации – 300 тысяч человек – условно когорта молодых людей возраста 20-24 лет и чуть в меньшей степени люди до 40 лет – это самые высокопродуктивные и работоспособные возрастные категории, которые находятся в дефиците в течение последних двух лет. Изъятие этой части трудоспособных ресурсов, безусловно, является дополнительной нагрузкой на рынок труда и фактором усугубления дефицита кадров.
Одновременно заметны два процесса – возрождение стратегически важных производств и секторов обслуживания, насаждение предпринимательской инициативы и параллельно – изъятие тех, на ком всё это должно держаться.
Так, в АО «Примавтодор» повестки получили порядка полутора сотен специалистов. В крупном предприятии это примерно 5,5 процента от общей численности. Но в филиалах на территории Приморского края кадровый дефицит был и раньше, так что ситуация кардинально не поменялась. Но усилия по воспитанию и обучению смены компании придётся наращивать.
– Сотрудничаем с колледжами, техникумами. Также есть преемственность и наставничество. Бывает такое, что из рабочих вырастают мастера и начальники участков, – рассказала пресс-секретарь АО «Примавтодор» Аксана Науменко. – Есть случаи, когда в отрасль приходят семьями. Конечно, мы стараемся предлагать конкурентную зарплату и хороший социальный пакет. Кадровые работы по подбору персонала ведутся постоянно.
Для предприятия, в котором интенсивность работы зависит от сезона, АО «Примавтодор» решать кадровый вопрос не привыкать.
– В летний период мы всегда набираем дополнительных сотрудников. Также заключаем контракты с субподрядчиками, которые помогают нам в выполнении работ, если вдруг мы понимаем, что на этот объект у нас нет возможности выделить дополнительных людей. Процедура для нас не новая, – рассказала пресс-секретарь компании.
Другое стратегически важное для Приморья предприятие – КГУП «Примтеплоэнерго», тоже, кстати, работающее в сезонном режиме, сообщило о получении примерно 150 повесток для сотрудников. Там главная нагрузка – подготовка к зиме - в целом завершена, но обеспечивать прохождение сезона тоже нужно. Если уйдут люди – могут возникнуть сложности.
В более мелких, но также важных отраслях, к примеру – спасательных службах, потеря даже одного сотрудника – серьёзное затруднение. Некоторые специалисты, к примеру, в МЧС – штучные кадры. На вес золота.
И так – везде. Айтишники, связисты, прокладчики сетей, монтажники интернет- и других видов связи, экскаваторщики и даже сантехники.
Проблему кадрового голода региону ещё предстоит ощутить в полной мере. Там, где не требуются навыки сложнее обращения с метлой, помогут мигранты. А вот учить крутить гайки надо начинать уже сейчас.
Комментарий власти
Сергей Дубовицкий, министр профессионального образования и занятости Приморского края:
– Сейчас уровень трудоустройства выпускников в Приморье составляет 65%. Хотя он и выше среднего по России, считаю, этого недостаточно, и здесь нужно работать. Будем увеличивать количество студентов, которые в период обучения будут получать трудовой стаж и профессиональный опыт в стенах колледжа. Уже сейчас в связи с мобилизацией часть студентов приморских колледжей перешла на индивидуальное обучение и заменила мобилизованных сотрудников предприятий. Будет продолжена работа по программам привлечения трудовых ресурсов из других регионов. На следующий год квота на привлечение таких специалистов из других территорий составит более тысячи человек. Продолжится работа и по программе добровольного переселения соотечественников из-за рубежа.
Мнение эксперта
Наталья Данина, руководитель направления клиентской эффективности кадровой службы hh.ru:
– Чего ждать от рынка труда в наступившем месяце? Вопервых, возможно увеличение числа вакансий, предлагающих временную занятость и оформление по срочному трудовому договору – работодателям будут необходимы люди на замену призванным на военную службу по мобилизации. Во-вторых, может усилиться дефицит кадров в тех профессиональных сферах, где в большей степени занято трудоспособное мужское население – это производство, транспорт, строительство. В-третьих, на фоне усиления нехватки кадров работодатели могут стать более лояльными к соискателям без опыта работы, а также к людям старшей возрастной категории.