aif.ru counter
388

Приморские пенсионеры охотно получают образование

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. 40 05/10/2016

В этом убеждены учащиеся Высшей народной школы Дальневосточного федерального университета.

Сегодня их более 350 человек. Образовательный проект для представителей старшего поколения начинался в 1999 году. Он дал возможность пенсионерам не просто посещать интересные лекции, получать новые знания, но и находить своё место в современном социуме, раскрывать творческие способности. Народная школа переросла в Инновационный Институт развития человеческого ресурса Дальнего Востока. Как рассказала Оксана БАТУРИНА, начальник отдела дополнительного профессионального образования ДВФУ, в последние годы эта образовательная структура перестаёт быть закрытой. Её студенты мобильны, актины, реализуются в разных сферах - предпринимательской, научной, культурной.

Вкус жизни

- Каждый год мы отмечаем День пожилого человека. Праздник отчасти грустный, ведь старость в нашей стране ассоциируется с бедностью, беспомощностью. А для вас есть рамки возраста, когда у человека большая часть жизни позади?

- На мой взгляд, вообще говорить «пожилой» - неполиткорректно. Пожилой - значит пожил, пережил, отжил. Люди, которые приходят в Высшую народную школу (ВНШ) - только почувствовали вкус жизни, выйдя на пенсию. Гораздо лучше звучит выражение «серебряный, элегантный возраст». Считаю, что после 50 лет и в мужчинах, и в женщинах формируется неповторимая элегантность, и это качество может проявится в одежде, поведении, общении, работе. Возрастные рамки условны. Есть и долгожители, они заходят в аудиторию медленно, аккуратно, мы стараемся их посадить в первые ряды, уделить больше внимания. Важен возраст не по паспорту, а по социальной активности. К нам в гости заглядывают любители скандинавской ходьбы, женская сборная моржей. Они с пользой проводят свободное время: любят гулять по набережной университета, с удовольствием посещают лекции. А самым молодым учащимся 50 лет. Мы понизили возрастную планку по просьбе женщин-военнослужащих, изъявивших желание обучаться в ВНШ.

- Какова мотивация?

- За многие годы ученики народной школы не растеряли активности, они политически подкованы, многие участвуют в предвыборных компаниях, некоторые продолжают работать в госучреждениях, на производстве, пользуются авторитетом. Им небезразлично, что происходит вокруг. Нынешние пенсионеры разбираются в инновационных проектах, у них богатый опыт, огромный пласт накопленной информации, профессиональные знания, житейская мудрость. Я подумала, будет здорово, если эти люди выступят в роли экспертов, наставников. Идея уже нашла воплощение: учащиеся народной школы проводят экспертизы научных разработок молодых учёных. Особенно близко это тем, кто раньше работал в университете, имеет учёную степень. Добавлю, что модель университета третьего возраста - в каждом регионе своя. Их объединяет то, что в каждом люди старшего поколения участвуют в жизни университета. Нет замкнутости, оторванность от молодёжи.

Хочу всё знать

- Как составляется учебная программа?

- Наш институт - свободное пространство для развития, каждый год мы учитываем пожелания учащихся. Одно из любимых направлений - открытый лекторий от ведущих преподавателей университетов - не только российских, но и зарубежных. К примеру, пользуются популярностью лекции на тему биологической обратной связи психолога из Новосибирска Алексея Тумялиса. Учащиеся школы принимают участие в его практических исследованиях. Он - редкий психолог, изучающий особенности пожилого возраста, и каждый человек сможет поговорить с ним по душам, решить внутренние проблемы. Серьёзную и сложную тему онкопсихологии поднимает в своих лекциях ассистент кафедры психологии Школы гуманитарных наук Нарине Айвазян, которая приглашает к нам специалистов из Москвы, Южной Кореи. Ведь профилактика рака связана не только с экологией, правильным питанием, но и состоянием души. Она рассказывает, как создать установку на выздоровление.

Большую работу по эстетической составляющей проводит известный в крае имиджмейкер Вера Клева. Сегодня для социально активного человека важно умение сформировать привлекательность, собственный стиль. Люди старшего поколения могут небрежно относиться к своей внешности, одеваться несуразно, неграмотно пользоваться косметикой. Преподаватель индивидуально с каждым прорабатывает имидж. Важно, чтобы человек в любом возрасте чувствовал себя уверенно, и передавая это чувство детям, внукам, В глобальном смысле слова, такова концепция развития человеческого капитала Дальнего востока. Если говорить проще - нельзя бросать пенсионеров на произвол судьбы.

- Иностранные языки в высшей школе изучают?

- Есть запрос на программу общения в иноязычной среде, в другой стране, другой культуре. Некоторые приходят в нашу школу, потому что дети уехали жить заграницу, и они собираются к ним в гости, желая показать свою осведомлённость, образованность.  Некоторые активно путешествуют. Мы планируем проводить различные образовательные программы, в том числе и в сфере культурно-образовательного туризма. Учащиеся, пройдя курсы английского, истории, краеведения, смогут встречать своих сверстников, зарубежных гостей, проводить экскурсии по городу, университету. Есть идея организации культурно-образовательного фестиваля, на который будут приглашены учащиеся институтов третьего возраста из России, стран АТР. Ведь в Японии, Китае и Корее уделяется большое внимание так называемому третьему уровню образования.

- Где ещё могут себя реализовать выпускники школы?

 - Когда приморский океанариум готовился к открытию, его учёные позвали наших учащихся пройти специальную подготовку. Набралась команда, обучение продолжалось всё лето. Сегодня это узкие специалисты, они ориентируют посетителей в огромном пространстве музея, где так просто заблудиться. Они и навигаторы, и гиды - могут рассказать об отдельных экспонатах, видах морских животных, рыб. От вечно недовольных ворчащих бабушек-смотрительниц в музеях, они отличаются доброжелательностью, открытостью, энергичностью. Это и дополнительный заработок, что немаловажно для пенсионеров.

- Есть ли подобные институты для пожилых людей на Дальнем Востоке?

- Больше образовательных программ реализуется в западной части страны. Сама я участвую в разработке проекта «Института третьего возраста» в Башаркостане. Готова поделится своим опытом республика Коми. Кстати, одна из главных мотиваций продолжать учиться - быть нужным. Часто бабушки и дедушки от избытка свободного времени надоедают своим близким излишней опекой, и при малейшем непонимании – раздражаются. Здесь у них - полная занятость. И как отмечают медики, в старшем возрасте поддерживать в тонусе интеллектуальные способности, это укрепляете здоровье.

- Достижения научного прогресса учащихся интересует?

- Компьютерный ликбез принёт перемены в сознание старшего поколения, сегодня пенсионеры имеют современные телефоны, айфоны, ведут переписку в социальных сетях. Востребованы курсы освоения современных технологий…

- Оксана Сергеевна, а вы сами почему занимаетесь дополнительным образованием возрастных студентов?

 - Иногда в обществе остро чувствуется нехватка духовности, тепла, доброты. Не хватает передачи традиций, преемственности. Университет наделен мудростью - профессиональной, житейской, и он может восполнить эти пробелы. Прошёл год моей работы во Владивостоке, у меня в Башкирии осталось две родные бабушки, зато здесь появилось 350 бабушек и дедушек… И даже больше.

Елена ЖУКОВА

ДОСЬЕ

Оксана Сергеевна Батурина Родилась в с.Чураево Мишкинского района. Окончила Государственный пединститут, социально-педагогическую академию Бирска, аспирантура в университете в Казани по специальности «Педагог-психолог». В 2004-2005 гг. - стипендиат правительства РФ.
Работала в Бирском филиале Башкирского государственного университета. С 2015 г. - начальник дополнительного профессионального образования ДВФУ. Заслуженный работник науки и образования.

ВРЕЗЫ

«Рамки возраста условны».

«В обществе остро не хватает, тепла, доброты».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах