Примерное время чтения: 9 минут
1206

Пусть меня научат. «Инклюзивные» центры Владивостока выходят из подполья

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ Приморье № 26 27/06/2018
Волонтёры всегда с удовольствием устраивают праздники для детей из «Маленького принца».
Волонтёры всегда с удовольствием устраивают праздники для детей из «Маленького принца». НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ПОМОЩИ АУТИСТАМ "Маленький принц"

Понятия «инклюзивный», «инклюзия» сегодня у всех на слуху. Но только единицы понимают смысл. Все просто. Теперь родители могут привести особенных малышей не только в коррекционные или специализированные учреждения, но и в обычный детский сад через дорогу. Далее - в школу, колледж, университет. На практике интегрировать человека с нарушениями в широкий социум чрезвычайно сложно. Поэтому руководители детских садов и школ создают инклюзивные группы и классы, заражают энтузиазмом и, пройдя испытания, готовы поделиться позитивным опытом.

Вне изоляции

Неформальное общество помощи аутистам «Маленький принц» ещё несколько лет назад было, можно сказать, закрытым от посторонних глаз центром развития Владивостока. Здесь собирались дети, которым в обычные садики и школы путь был заказан, а в коррекционные - не хватало места. Постепенно общество вышло из подполья, и сегодня педагоги «Маленького принца» не только проводят занятия, в которых смешались пластика, музыка, цирк, рисование и многое другое. Они посещают театры, концерты, картинные галереи.

 - По Конституции все дети имеют равные права, - говорит директор общества помощи «Маленький принц» Елена Пинчук. - После того как власть дала добро на то, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались в общеобразовательных школах, возник социальный заказ. Инклюзии начинают развивать не только садики и школы, но и учреждения дополнительного образования.

Когда о «Маленьком принце» узнают в культурных заведениях, бросаются предлагать: «А давайте создадим специальную группу для экскурсий?» Но не надо никого изолировать и ограничивать. Принцип инклюзивного образования состоит в том, чтобы взять особенного ребёнка за руку и привести в обычную среду.

 - Когда существует детский коллектив, и туда приходит один или два ребёнка с нарушениями, - продолжает Елена Пинчук. - Первая задача - их принять. Затем подобрать адаптивную программу, найти специальных педагогов и подготовить детей к восприятию новичка. В реальных условиях это сделать сложно. Учителя отказываются, ставят директору ультиматум, тот сопротивляется, психологически давит на родителей особенного ребёнка, и те уходят.

 - Инклюзивное образование может быть только в присутствии тьютора - педагога, занятого отдельным ребенком, - высказывается папа ребёнка с синдромом Дауна Алексей Грищук. - Оплата идёт на счёт родителей, многим это не по карману. Чаще как бывает? Родители особенных детей читают законы, а заведующая детсадом им говорит: у меня 30 человек в каждой группе и дефицит воспитателей. Законодательство об инклюзивном образовании принято на декларативном уровне, не обозначены конкретные действия, источники финансирования. Выяснили, что если ребёнка с ограниченными возможностями включить в среду обычных детей, это сыграет положительную роль. Но кто будет помещать конкретно? В школе порой даже не хватает парт для ребёнка и дополнительного педагога. Тем боле внимания.

Сначала «помоги», потом «мама»

Обычный муниципальный детский сад № 29 Владивостока несколько лет назад принял первого особенного человечка - Дашу с синдромом Дауна. Добродушная солнечная девочка стала любимицей коллектива.  

- Ребёнок практически себя не обслуживал, - вспоминает заведующая детским садом Жанна Еронько. - Стала думать, что с этим делать. Отказать, нарушить закон не могла. Помогло то, что сама имею образование дефектолога, у нас богатая методическая база и сплочённый коллектив. Никакого тьютора не было, все заботы по развитию девочки легли на плечи воспитателей. Она научилась элементарным процедурам, прекрасно себя чувствовала на занятиях и утренниках. Получилось всё замечательно! Сегодня в детском саду работают психологи, дефектологи, дети с разным уровнем развития взаимодействуют друг с другом. Закупили оборудование, экспериментируем, творим. Всего к нам приходит около 14 особенных детей.

- Если ребёнок не говорит, то первое слово, которое я стараюсь с ним разучить, - это «помоги», а потом уже «мама», - делится директор одной из частных школ Владивостока Галина Коваль. - Есть у нас мальчик, который молчит, но при этом прекрасно читает. Мы начали внедрять особенных детей в нашу систему девять лет назад, когда об инклюзии никто не помышлял.

Помогает фактор небольших классов, дополнительное образование коррекционного педагога.

- Если ребенок во время урока сам по себе вышел к доске, подошёл потрогать учителя, это не кажется странным, - добавляет директор школы. - Замечено, на адаптацию особенных детей у нас уходит несколько дней. Потом они перестают кричать, зажимать уши, бить себя по голове. Они будто бы подражают новым знакомым. Происходит процесс социализации. Но далеко не во все группы мы можем привести таких ребят. Мы знаем, где их адекватно, с душой воспримут. В итоге более 40 детей с нарушениями после нас ушли в профессию - стали поварами, швеями, фотографами.

Принять всех

Показательна история 20-летнего парня с ДЦП Артура Косачёва. Он сирота, учился в школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Сад-городе. Сегодня перед молодым человеком дилемма - либо окончить колледж и пробовать работать, либо всю жизнь провести в доме инвалидов.

- Пойду учиться в общеобразовательный колледж машиностроения и транспорта, есть возможность там жить и учиться, - твёрдо говорит Артур. - Выбрал специальность - наладчик системного обеспечения. Со мной придут два одноклассника с ДЦП. Какие нам нужны условия? Хорошо бы пандусы, перила, поручни, чтобы проще было подниматься и спускаться по лестницам.

Парень недоговаривает - важно понимание окружающих. К слову, выдающиеся психологи давно отметили пользу подобной системы образования для обычных ребят.

Требуется проявление сочувствия, формирование терпения и принятия отличных от тебя детей, - высказывается сторонница инклюзивного образования Инга Гаврилова. - Никого нельзя лишать желания быть понятым, иметь друзей и общение.

Итак, революционная ситуация назрела. Педагоги, психологи, родители загорелись идеей создания Ассоциация поддержки инклюзивного образования Приморья. Только от кого и как защищать?

 - С нами делятся переживаниями родители особенных детей, - говорит Елена Пинчук. - Но, защищая ребёнка, мы забываем о том, как нужна помощь педагогам. Мы считаем, что нужно поддерживать абсолютно все стороны. Учителю нужно помочь преодолеть страх, спрогнозировать психологически сложную ситуацию. Можно понять и родителей обычных детей. Наша задача - проводить работу точечно. Успокоить, объяснить, показать выход. Проводить консультации, семинары, тренинги. Уметь поставить себя на место всех и каждого.

Мнение эксперта

Руководитель образовательной программы. Специальное (дефектологическое) образование, кандидат педагогических наук, доцент Департамента психологии и образования, Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ Ольга Македонская:

- Сегодня разработана магистерская программа ДВФУ по тьюторскому сопровождению. Но она не касается детей с ограниченными возможностями, а именно это требуется в инклюзивном процессе образования. Это перспектива на будущее, на 2019 год. Пока тьюторов готовят в сферы дополнительного образования, специалисты занимаются детьми, которые испытывают трудности при усвоении отдельных дисциплин. По сути, тьютор - человек, который координирует образовательный процесс, связующее звено между директором, учителями, родителями. Сегодня эту роль играют родители, дефектологи. Но им недостаточно навыков. Пробел со временем будет восполнен, руководитель программы - первый тьютор Приморского края, заслуженный учитель РФ Тамара Боровкова.

Мнение власти

Председатель по социальной политике и делам ветеранов Думы Владивостока Людмила Таран:

- В 2000-е годы в школах Приморья открывались так называемые классы компенсации, где учились дети с различными нарушениями. Понятно, что в этих классах и отношение к детям было другое, и наполняемость была не более 12 человек. А когда 30 детей, какое внимание сможет учитель уделить особенному ребенку? Большую роль в адаптации детей в школьную среду сыграли мамы. Порой они не отходили от ребёнка ни на шаг, стояли за дверью, много занимались индивидуально. Это серьёзный труд педагогов и родителей. Но среди этих детей встречаются гении, которые могут окончить школу при должном подходе и созданных условиях.

КСТАТИ

В 2013-м году вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Фактически он открыл дорогу детям с ограниченными возможностями в обычные, общеобразовательные учебные заведения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах