Около 150 листов, исписанных очень мелким почерком, доставлены из Московского государственного музея Л. Н. Толстого в Музей-заповедник истории Дальнего Востока им. Арсеньева. Беспрецедентная выставка «Пятнадцать начал романа „Война и мир“» (6+) рассказывает о том, как у писателя зрел замысел литературного произведения. Десятки раз переизданный, переведённый на другие языки роман мог быть совершенно иным – по охвату времени, содержанию и даже по главным героям. В этом может убедиться каждый посетитель выставки, изучив рукописные листы грандиозного замысла. Открытие выставки приурочили к сессии «Музейные маршруты России», организованной совместно Министерством культуры РФ и правительством Приморского края. Участниками сессии стали руководители и сотрудники ведущих музеев со всей страны.
Из чего сложился роман-эпопея?
Известно, что, несмотря на огромное желание и вдохновение сочинять эпохальный роман, Лев Толстой начинал «Войну и мир» несколько раз, постоянно сомневаясь, редактируя, дополняя и переписывая первые страницы романа.
Первоначально было задумано написать историю о декабристе, который вернулся в Москву после 30 лет сибирской ссылки в конце 50-х годов, накануне отмены крепостного права. Потом Толстой решил остановиться на самом восстании 1825 года. Затем писателя отбросило в пору Отечественной войны 1812 года, когда предполагаемый герой был совсем молод. Временные рамки расширились до войны 1805 года, а за одним персонажем возникло сразу несколько человеческих судеб. Так постепенно появилось на свет название произведения, а вместе с ним родился новый жанр – роман-эпопея.
Выбрав временной вектор, писатель потратил целый год на создание начала. Он сочинил несколько вариантов первых страниц эпохального произведения. Многое написанное в рукописях в роман не вошло, зато сохранились уникальные документы, позволяющие видеть, как шаг за шагом Лев Николаевич оттачивал свой монолитный труд.
«Рукописи – не черновики. Это совершенно другие тексты, где есть отброшенные писателем сюжеты, оставленные герои, нереализованные мысли. Иногда, с филологической точки зрения, эти мысли даже совершеннее, чем то, что потом было напечатано в первых изданиях романа. Их интересно читать, изучать», – обозначает суть межмузейного проекта куратор выставки доктор филологических наук Наталья Великанова.
Стоит сказать, что история собирания рукописей Толстого началась в 1925 году в молодой советской стране, когда впервые были напечатаны первые черновые наброски «Войны и мира». В то время рукописи Льва Николаевича находились в разных местах – в Румянцевском и Историческом музеях, Ленинской библиотеке.
В 1939 году все рукописи были перемещены в хранилище музея писателя, где по сей день не иссякает поток посетителей. Как заверила куратор проекта, на основе записей можно не только написать научную работу, но и, собственно, отдельный роман, который будет сильно отличаться от содержания «Войны и мира».
Сохранились свидетельства, как самоотверженно сберегали рукописи в годы войны: «Хранители сидели на сундуках с документами и мёрзли, вместо того чтобы топить ими остывающие буржуйки», – писали очевидцы.
Сейчас в музее Толстого собрано более 5 тысяч рукописей, во Владивосток привезли около 150 уникальных документов. Кстати, мелкий почерк Льва Толстого разобрать нелегко, но он расшифрован с помощью транскрипций.
Графини Шер не было и в помине?
Время написания романа – 1863–1869 годы – для Толстого было наполнено счастьем: он женился, на свет появились четверо детей. Усадьба «Ясная Поляна», жена Софья Андреевна, окружающая обстановка – всё благоволило литературному труду.
«В целом теме семьи в экспозиции уделено большое внимание. Мы видим портрет отца писателя, Николая Толстого, его письмо родителям, когда он участвовал в войне с Наполеоном», – замечает куратор.
«С помощью фотографий, сделанных потомками писателя в Ясной Поляне, живописных картин художников, предметов быта воспроизводится то ощущение семейного счастья, главным творцом которого и была Софья Андреевна. Письма рассказывают о том, как в нелёгком труде помогала Льву Николаевичу и сестра жены Елизавета Берс», – дополнили в пресс-службе музея-заповедника. Сохранились рукописи, где молодой отец давал меткие характеристики своим детям, в последующем этот материал он использовал в романе.
«Будучи графом, он считал своими героями образованных, свободных, не обременённых нуждой людей, которые служили и оставили след в истории. Рукописи проливают свет на отношение писателя к личности Наполеона, помогают понять, как рождались и менялись образы героев, как тщательно выписывались сюжетные линии Москвы и Петербурга», – акцентирует Наталья Великанова.
Редакции и варианты
Толстой начинал и оставлял одну редакцию начала романа за другой, затем возвращался, чтобы дополнить, поэтому на выставке мы видим многослойные рукописи и их разноцветные транскрипции. Видим, как возникла тема светского бала, описание салона графини Шер – а раньше её и в помине не было, как Наташа Ростова сперва называлась Анной. Как рождался и трансформировался образ Андрея Болконского.
«Уже в ранних редакциях есть место для рассуждений Толстого о героях, о времени и о себе. Очень ярко показано сопряжение двух миров – петербургского и московского, по сути, двух разных моделей российской жизни. Есть и первое сочинённое им в рамках романа французское письмо с переводом. Как образ Наполеона, подчинившего себе миллионы, уступает образу молодого реформатора Александра Первого», – подчеркнула куратор проекта.
«Пусть этот проект сподвигнет наших гостей вернуться к этим замечательным и важным для русской культуры строкам романа о войне и мире, жизни, любви, поиске истины. У нас есть небольшой, но ценный опыт работы с литературным наследием. Выставка об Осипе Мандельштаме, которая с огромным успехом прошла несколько лет назад. Не сомневаюсь, что „Пятнадцать начал…“ вызовут большой интерес у посетителей самого разного возраста», – сказал на открытии выставки директор музея-заповедника Виктор Шалай.
«Лев Николаевич никогда не бывал на Дальнем Востоке. Он не видел большую страну. И наша задача – познакомить большую страну с подлинным Толстым», – уверен генеральный директор музея Л. Н. Толстого Владимир Толстой.
Выставка продолжит работу до 16 января 2026 года.
Долгие поиски
В 1880-х, уже известный как автор великого романа, Толстой делится с женой: «Всегда страшно начинать, когда дорожишь мыслью, как бы её не испортить, не захватать дурным началом». Долгие поиски начала сопровождали Льва Николаевича и двумя десятилетиями раньше, когда шла работа над «Войной и миром». Сейчас это «сочинение» разошлось на сотни экранизаций, театральных постановок.