140

Самая лучшая в мире работа!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Приморье № 41 07/10/2020
На всероссийском конкурсе «Учитель будущего» школа 25 вышла в полуфинал.
На всероссийском конкурсе «Учитель будущего» школа 25 вышла в полуфинал. / Фото из архива Максима Кильчевского. / АиФ

5 октября ежегодно в России отмечается День учителя

В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ СРАЗУ В ТРЁХ СРЕДНИХ ШКОЛАХ ПРИМОРСКОЙ СТОЛИЦЫ ПОЯВИЛИСЬ МОЛОДЫЕ ДИРЕКТОРА. КАЗАЛОСЬ, ЕЩЁ ВЧЕРА ОНИ СТОЯЛИ НА ЛИНЕЙКЕ, ПРОВОЖАЯ СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК. А СЕГОДНЯ ЭТО КРЕПКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ, ДЛЯ КОТОРЫХ УЧИТЕЛЬ – ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР, ДЕЛО ПО ДУШЕ И БОЛЬШАЯ ПЕРСПЕКТИВА. ОНИ ЛЮБЯТ СВОЙ ПРЕДМЕТ, ДЕТЕЙ, СУПЕРМОБИЛЬНЫ И МЕЧТАЮТ, ЧТОБЫ ШКОЛА СТАЛА БОЛЕЕ ОТКРЫТОЙ И СОВРЕМЕННОЙ.

 
 

Почему для идеального учителя не ничего лучше доски и мела? Как установить контакт с классом? Мотивировать самого безнадёжного двоечника? На эти и другие вопросы ответил учитель информатики и математики, директор МБОУ «СОШ № 14» Владивостока Максим КИЛЬЧЕВСКИЙ.

 

Строгость и понятливость

Максим Александрович, в обществе сложился плохой стереотип работать в школе не пожелаешь и врагу. Особенно редко идут учительствовать мужчины…

 – А зря. Педагогика – мой осознанный выбор. Я вырос и окончил школу в приморской глубинке, в посёлке Хороль. Мои родители всегда воспитывали меня на том, что учитель всегда прав и это достойная профессия. Конечно, всё идёт из детства. До 9 класса у нас была божественный преподаватель по математике – Ирина Анатольевна Чумак. Я проникся её методом – строгим, но справедливым, погрузился в точные науки, начал выигрывать районные олимпиады. Окончил школу с медалью и, недолго думая, поступил в филиал Школы педагогики ДВФУ в Уссурийске на специальность «учитель математики и информатики». Через четыре года состоялась первая практика с детьми. И я понял, что хочу работать именно в школе.

 – Так сразу и получилось?

– Впечатление от практики не отбило желания пойти дальше. Не было проблем ни с дисциплиной, ни с коммуникацией – я как будто сразу оказался в своей стихии. На работу устроился в 25-ю школу Владивостока: до сих пор благодарен коллективу за тёплый приём, меня встретили как героя, который приехал поднимать целину! И дальше всё способствовало тому, чтобы в системе образования задержаться надолго.

 – Смотрели фильм с Хабенским «Географ пропил глобус»? Как главный герой поначалу от детишек под стол прятался?

 – Когда я приступил к работе, у меня были уроки математики с пятиклассниками. От кого мне прятаться? Маленькие детки после начальной школы!

 – Вот от них-то и начинают учителя плакать горючими слезами…

 – Два раза топнул, три раза хлопнул – и все сидят спокойно. (Улыбается.) Отношение к ученикам строится на трёх китах – дисциплина, строгость и понятливость в объяснении предмета. Чтобы все дети были в равных условиях, и никаких любимчиков!

Ещё во время учёбы в университете я понимал: для того чтобы работать с детьми, нужно много развиваться. Даже окончил курсы ведущего праздничных мероприятий. В свободное время вёл свадьбы, юбилеи, корпоративы. Неплохой бизнес, но я это дело оставил, увлечение прошло, зато опыт пригодился: контакт с классом – очень значимый момент. Если дети видят в учителе слабину, если есть за что уцепиться и прогнуть – они обязательно это сделают.

– Не мешала небольшая разница в возрасте?

 – Никогда не позволял обращаться панибратски. Жил в доме рядом со школой, многие ученики – соседи. Но для них я всегда был и буду Максимом Александровичем. Мне говорят, что я очень строгий. Не зря в 25-й школе назначили замом по воспитательной работе.

Ситуация успеха

 – В XXI веке в помощь учителям появились новые методики, компьютерные программы, современные технологии. Вам это на пользу?

 – Я считаю, что идеальный учитель тот, кто может объяснить любую тему с помощью мела и доски. Можно насытить класс информационными технологиями, но не всегда это интересно, да и не всегда возможно. Нужно уметь разговаривать с детьми живым языком даже о точных науках.

 – А если они для себя решили, что математика или информатика им в жизни не пригодится?

– Так можно сказать обо всех предметах. Задача школы – создать целостную картину мира для ребёнка. Устройство механизмов, принцип действия компьютера, банковские операции – всё это основано на математических методах. Не зря на ЕГЭ по математике есть прикладные задачи: как рассчитать сумму, которая затрачивается на теплоэнергию, или количество ламината при ремонте дома. Это обыденные вещи, но поданные с точки зрения математики. Они учат жизни, одновременно воспитывают полезные качества в человеке.

– В классе обычно около 30 человек, как всех увидеть и донести урок?

 – 33 раза пробежишь вокруг парт, так и справляешься. Индивидуальный подход имеет большое значение. Для меня важно поставить каждого ребёнка в ситуацию успеха. Условно говоря, вчера из 12 примеров ученик решил два, а в следующий раз уже пять. По нормативам эта двойка, но я поставлю тройку, ведь прогресс налицо! Это и будет для него мотивацией. А если ученик скатывается на двойки и ему не дают никакого шанса, ничего светлого впереди ожидать не стоит.

– Должны ли помогать ребёнку средних и старших классов родители?

 – Несмотря на возраст учащегося, родительское внимание необходимо. Если успеваемость падает, родители должны сразу подключаться к проблемам ребёнка, спрашивать – почему так происходит? Что тебе непонятно? Далеко не все дети гении, но на «4» математику всегда можно осилить. И хорошо подготовиться к ЕГЭ по базовому уровню – при поддержке родителей, преподавателей и классного руководителя.

Треугольник в равновесии

 – С нового учебного года вас назначили на должность директора школы № 14. Вы были готовы к такому серьёзному шагу?

 – Директор школы – это ступень, и это, прежде всего, вызов себе. Смогу ли я что-то изменить к лучшему? Одно дело рассуждать, другое – показать себя в реальных делах. Директор в современных реалиях обязан быть супермобилен. Он должен и за окна отвечать, и выслушивать родительские пожелания, и отстаивать свой коллектив.

 – А что вы хотите изменить?

 – Много лет мы спорим о том, как повысить престиж учителя. Но это нужно делать, начав с себя. Куда бы я ни пришёл, я говорю, что моя работа –лучшая в мире. Я хочу, чтобы школа стала открытой и нужной, центром притяжения для родителей, учителей и детей. Я представляю эту гармонию в виде устойчивого треугольника, во главе которого стоит ученик, и два угла – родители и учителя, при их перекосе ребёнок теряет равновесие. Школа должна быть современной. А сегодня заходишь в холл и будто попадаешь в советское прошлое…

– Что вы можете сказать о новом коллективе?

 – Он высокопрофессиональный, со своими традициями и устоями, многие преподаватели с большим стажем, есть заслуженные учителя России. Я глубоко убеждён, что без опытных наставников мы, молодые специалисты, никуда вперёд не двинемся. Порой возрастные педагоги могут дать фору молодым.

 – Вы стали директором в довольно беспокойный период.

 – Теперь его модно называть «эпохой ковида», которая обострила многие проблемы. Родители остались с детьми один на один, с ними пришлось разговаривать, вникать в учебный процесс. Несмотря на сложности, мы увидели, как дети за несколько месяцев сильно соскучились по школе. Мне так надоели уроки в Zoom! Одно дело, когда ты разговариваешь с экраном, другое – когда они сидят перед тобой: дышат, сопят, когда всё происходит в реальной жизни. Все поняли потребность друг в друге – педагоги, родители и дети.

 – Самые светлые моменты в преподавательской деятельности?

 – Помню, как отпраздновал своё 25-летие на последнем звонке своих выпускников. Три одиннадцатых класса, 90 человек, все поздравляют – ребята, родители. Приятные моменты – совместные выезды на природу, восхождение на гору Фалаза. Много подобных впечатлений.

– Сильно ли отличаются школьники 2020 года и того недавнего времени, когда учились вы?

 – Они более мобильные, много знают о современных технологиях и своих правах. Я не просто должен идти в ногу с ними, а бежать впереди. Они уже другие. К примеру, я первый месяц ходил на работу в костюм и строго спрашивал с детей за форму. Переоделся в тёмный джемпер – тут же подходит 9-классник и задаёт вопрос: « А вы почему сегодня не в форме?» Мы себе позволить такого не могли!

Досье: Максим Александрович Кильчевский

Родился в 1993 г. в посёлке Хороль Приморского края.

В 2015 г. окончил ФГАОУ ВО «ДВФУ» по специальности «педагогическое образование», в 2017 г. – магистратуру ДВФУ (математика).

Работал в МБОУ «СОШ №25 г. Владивостока» сначала учителем математики, затем заместителем директора по воспитательной работе. Призёр городского конкурса «Молодой специалист года». Получил грант на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов». Имеет благодарности Заксобрания Приморского края, Думы Владивостока.

ВРЕЗ: Важно поставить каждого ребёнка в ситуацию успеха. Это огромная мотивация к учёбе.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах