Существующие геополитические реалии существенно перекроили географию. Самые короткие логистические пути оказываются не всегда безопасными, а временами и вовсе невозможными. Поэтому сейчас как никогда вырастает значение Северного морского пути.
О его значении для Дальнего Востока и истории освоения Северного морского пути рассказал профессор и преподаватель дисциплины географии водных путей в МГУ имени адмирала. Невельского Леонид Лысенко.
- Какое значение он имеет для Дальнего Востока?
- Страна до сегодняшнего дня с Северным Ледовитым океаном не имеет каких либо прочных связей. Железных дорог у нас на севере нет. В СССР приступили к строительству Трансполярной магистрали. Ее начал Сталин строить, но он не вовремя умер.
Северные реки текут с севера на юг. Их тоже непросто использовать.
А в этих регионах несметные богатства. Даже разведать их было тяжело, в управлении государством некоторые понимали важность этих мест и пытались как-то оживить эти районы, то есть тропинки какие-то протоптать. Поэтому единственный реальный путь снабжения населённых пунктов и промышленных районов за Полярным кругом – это по морю.
- Что ждёт моряков там, в Северном Ледовитом океане?
- Там мокро и холодно. Но всё познаётся в сравнении. В 1922 году закончилась Гражданская война. А за год до этого Ленин издаёт декрет – Образовать научно-исследовательский институт по изучению морей севера, плавучий институт.
В Архангельске для этих целей в районе Соломбальских верфей нашли старые зверобойные шхуны. А что эти зверобои делали? Ходили вдоль севера и моржей били. Их и приспособили для научных целей.
Однако в те времена преодоление северного маршрута занимало не один год по причине сезонных скоплений льда. И только с изобретением первого ледокола в 1932 году удалось пройти Севморпуть без длительных стоянок. Тогда климат в Арктике был гораздо суровее. Многие суда гибли, затёртые льдами.
Во Владивостоке нынешняя гостиница «Версаль» до начала 90-х называлась «Челюскин». В 1934 году теплоход «Челюскин» вышел из Мурманска. В Чукотском море его затёрло льдами. Спасали экипаж всей страной. Людей вывезли самолётами – это была героическая эпопея. Она продолжалась больше полугода.
- Расскажите пожалуйста о своих путешествиях
- На протяжении 50 лет, каждый отпуск, как минимум два месяца я проводил в разных местах, чтобы читать книгу, большую, очень большую книгу. Я хотел все увидеть на месте событий. И оно не всегда совпадало о том, что в печати есть, что писатели пишут. Можно сказать, я находил странички, забытые из нашей истории. Раскопали мы на Командорских островах пушку с пакетбота «Святой Петр», на котором Витус Беринг шел. Пять лет на это ушло. То Также находили флаг сибирской флотилии, под которой Старк уводил её. И ему казалось, и всем казалось, временно красные наступают, красные уже Хабаровск взяли и катятся сюда. И надо было быстро уйти. Не только самим и раненых забрать, а ещё часть жителей, которым не жить здесь. То есть они не приняли советскую власть, и советская власть их не приняла. Я вернул в Россию флаг сибирской флотилии. Он более 80 лет с ними был там, они уже вымирали.
- Студенты МГУ имени адм. Невельского, проходят практику на ледоколах?
- Да, даже когда учатся проходят практику на тренажерах. Значит, учимся 6 лет, как медики. Потому что, считая только изучении теории, моряком не станешь. В 1890 году здесь образовались Владивостокские, Александровские мореходные классы. Вот откуда мы берем начало. И эти классы открывал первый начальник.
- Что вы можете рассказать про прославленного ледового капитана, легенду Арктики Вадима Ивановича Абоносимова, каким вы его помните?
- Да мне его помнить не надо, он еще никак не изгладился из памяти. Вот здесь он мне говорил, а зачем лед? Нырнули и судно погрузилось. Так он рассуждал о новых ледоколах, которые могут появиться в ближайшем будущем. Это звучит необычно, я от него слышал. И это не фантазия. Он мыслил другими категориями как капитан Немо, помните, как преодолевал пространство.