В Приморском крае борьба с коррупцией носит системный и последовательный характер. При этом для достижения эффективных результатов следует учесть целый ряд важных современных особенностей. А именно, влияние социальных факторов, необходимость формирования идеологии противодействия этому злу, изменяющиеся экономические условия и сам характер коррупционных преступлений.
По мнению аналитиков, важно изучать и исследовать криминальную среду, понимать масштабы и источники коррупции. А также степень влияния на все области общественной жизни и настроений. Рассматривать это социальное явление шире, чем просто набор правонарушений.
«Государственное противодействие коррупции должно затрагивать её главную экономическую причину - теневую экономику, удельный вес которой, по экспертным оценкам, всё ещё недопустимо велик и прямо угрожает национальной безопасности страны. Так, по данным Росстата, объем теневой экономики по итогам 2018 года составил более 20% от внутреннего валового продукта, что в численном выражении составило более 11 трлн. Рублей»,— отмечает Виталий Номоконов, доктор юридических наук, профессор ДВФУ.
Совершенствование законодательных норм в сфере противодействия коррупции, должно учитывать меняющуюся общественную ситуацию, изменения в экономике страны. Закон нуждается в серьёзной корректуре, чтобы стать важным инструментом в работе правоохранительных органов и судов.
«Несколько лет назад из уголовного кодекса убрали нижние пределы наказаний по целому ряду статей. Тем самым у судей объективно появилась возможность в самых широких пределах избирать меру наказания. Судьи могут по своему усмотрению теперь менять категорию тяжести преступления. Условные меры теперь можно назначать при осуждении до 8 (!) лет лишения свободы. Ну и самое печальное - конфискация по сей день не возвращена в уголовный кодекс, как полноценный вид наказания, а имеет другой, довольно странный, правовой статус как некая «иная мера» наряду с принудительными мерами воспитательного воздействия и медицинского характера», - считает Виталий Номоконов.
Учитывая многообразие влияния коррупционных тенденций на общество, важно понимать, что при противодействии этим явлениям приходится сталкиваться с деформации в общественном и личном сознании.
«Обращаясь к духовной сфере общественной жизни, мы обнаруживаем некий «синдром продажности»: каждый стал уже как бы предметом торговли в стремлении «продаться подороже». В общественном сознании российских граждан мы сейчас наблюдаем две взаимосвязанные социальные установки. Одна из них — это коррупционная зависимость, при которой коррупция воспринимается как неотъемлемый атрибут образа жизни. Такое восприятие и соответствующий образ жизни нередко неправильно называют «социальной нормой». «И эту ненормальность важно перебороть», —считает Лариса Романова, эксперт Российской криминологической ассоциации.
По её оценке, всё ещё существует коррупциогенность законодательства. Несмотря на наличие института антикоррупционной экспертизы законов, в действующем законодательстве можно обнаружить немало явно коррупциогенных норм. В целом системе не хватает открытости и пока отсутствует контроль со стороны гражданского общества, как и, фактически, само гражданское общество. Общественные палаты и общественные советы, к сожалению, либо не имеют полномочий по контролю деятельности чиновников, либо являются фактически декоративными.
Таким образом, в основе эффективной антикоррупционной политики для реальной борьбы с коррупцией должно лежать укрепление и демократизация государства, разделение государственных и частных интересов, всемерное утверждение в обществе принципа социальной справедливости. Необходимо обновлять механизмы воздействия на политические, экономические, социальные и идеологические причины коррупции, формировать идеологию честности и непродажности.
Кстати, работа по предотвращению преступлений коррупционной направленности проходит в рамках программы «Безопасный край».