Сегодня на официальном сайте Арбитражного суда Приморского края без труда можно найти полтора десятка принятых к рассмотрению заявлений, которые касаются АО «Восточная верфь». Предприятие судится с заказчиками. Подрядчики и поставщики – с предприятием. В самой верфи не скрывают – проблемы есть.
Что касается вопроса, кто виноват, чуть ниже. Но, скорее всего, к печальному финансовому состоянию предприятие шло несколько лет. У его владельцев есть вопрос к предыдущему генеральному директору предприятия.
Грустная история
Сегодня, несмотря на сложности, верфь работает. Здесь готовятся к сдаче очередного краболова. Эти суда строятся по программе «квоты под киль». На государственном уровне несколько лет назад была принята соответствующая программа.
«Восточная верфь» построила три таких краболова. Четвёртый ждёт спуска на воду и приёмки со стороны заказчика. Современные краболовы – это сложные с технической точки зрения суда. Из «подручных средств» такое судно не построишь. Иными словами, в целом верфь – это дееспособная компания. Соответствующее оборудование, обладающие компетенциями специалисты и рабочие руки есть.
Однако владивостокское предприятие параллельно выполняет и оборонные заказы. С последним и возникли сложности. Даже не столько с выполнением самого заказа, а с сопутствующими проблемами, которые копились годами. При предыдущем директоре компании.
В 2014 году тогдашний генеральный директор предприятия Игорь Мирошниченко от «Восточной верфи» подписал контракт с Министерством обороны на строительство двух вспомогательных кораблей. Танкеры должны были быть переданы заказчику в 2017 и 2019 годах.
Но в 2015 году заказчик уведомил верфь о смене проекта. Решил строить более современный тип танкера. Однако это совершенно разные суда! А вот смета на строительство почемуто не была вовремя скорректирована с учётом изменений заказа. Формальные изменения были внесены в контракт в 2019 году, через несколько лет после изменения проекта со стороны Минобороны.
«Не понимаю бездействие Мирошниченко, который, узнав о решении по изменению проекта со стороны Минобороны, не заключил новый контракт с заказчиком. В итоге почти пять лет завод строил суда почти в два раза большего размера, чем планировалось изначально. Все это без контракта, но за прежние деньги», – говорит глава совета директоров верфи Геннадий Лазарев.
Тут надо прояснить важный момент. Председатель совета директоров Геннадий Лазарев и бывший генеральный директор Игорь Мирошниченко знали друг друга с детства. И первый всегда доверял второму. Тем более, что на совет директоров Мирошниченко предоставлял до 2019-2020 года отчёты, в соответствии с которыми предприятие показывало положительный баланс.
В итоге сам Лазарев, понимая важность гособоронзаказа и необходимость выполнить контракт для Минобороны, одобрял получение верфью кредитов для достройки танкеров. Более того, сам иногда выступал поручителем по ним.
Правда вскрылась, когда за невыполнение контракта Министерство обороны расторгло соглашение и выставило владивостокскому предприятию штрафные санкции в размере 494 миллионов рублей.
Не только оборонзаказ
Утверждённая фиксированная цена строящегося по новому проекту танкера рассчитывалась исходя из контракта, заключённого в 2014 году. А ведь этот момент можно было исправить.
«Согласно пункту 4.5 контракта, цена единицы товара является ориентировочной и переводится в фиксированную цену при достижении 80% технической готовности», – говорится в документах внутренней проверки, которую инициировало новое руководство компании.
На сегодня готовность одного из танкеров 90%, он уже спущен на воду и находится у причальной стенки предприятия. Другой выполнен на 30-40%. По расчётам «Восточной верфи», для достройки двух судов необходимо еще 6,8 млрд. Но это цифры предварительные.
«Сегодня наши финансисты не могут даже ответить на вопрос, сколько было вложено заводом своих денег в строительство каждого из танкеров. Поскольку Минобороны часто расплачивается «по факту», компания вкладывала собственные и заёмные средства. Теперь мы заказали экспертизу в Финансовом университете при правительстве РФ, сколько мы потратили денег на ещё незавершённое производство судов», – говорит заместитель председателя нового состава совета директоров Валерий Василенко.
Всплыли и другие факты. Как сообщает газета «Конкурент», ещё в марте 2021 г. «в ходе заседания Законодательного собрания Приморского края председатель совета директоров АО «Восточная верфь» Геннадий Лазарев обратился к тогдашнему начальнику УМВД Приморья Олегу Стефанкову с просьбой помочь разобраться с ситуацией на заводе. По словам Лазарева, в ходе аудита за 2011–2016 гг. были выявлены факты отвлечения денежных средств на сумму более 1 млрд руб. в интересах сторонних организаций».
На сегодня готовность одного из танкеров 90%, он уже спущен на воду и находится у причальной стенки предприятия. Другой выполнен на 30-40%.
Речь идёт о том, что в 2020 году верфь перевела 1 млрд рублей на другое предприятие – АО «ВП «ЭРА». Возможно, дело тут в том, что Игорь Мирошниченко был акционером АО «ВП «ЭРА». Деньги «ЭРА» потом вернула. Но вот проценты по банковским кредитам платила «Восточная верфь». Странный бизнес, получается. По мнению заявителей, ущерб составил 186,4 млн рублей. Кстати, потом «ЭРА» перешла к другому собственнику.
Также нынешние руководители заявили о ещё одном случае. По их сведениям, были выплачены 147 млн руб. всё тому же АО «ЭРА» за ряд работ. Но вопрос у нынешних руководителей предприятия в том, были ли эти работы реально выполнены?
«Материалам дела уже три года. Оно расследуется правоохранительными органами, но нас не устраивают два момента: скорость расследования и тот факт, что, несмотря на наше заявление о возможном серьёзном ущербе, не были приняты обеспечительные меры. Не было арестовано имущество, акции возможного виновника, – продолжает Валерий Василенко. – Ход расследования нас не может удовлетворить. Странное впечатление от хода расследования»
Есть и другие вопросы к бывшему руководству предприятия. Возможно, не столь масштабные. Но, думается, общую картину они дополняют.
«Будучи гендиректором судостроительной компании, Мирошниченко устроил своим заместителем сына Андрея», - пишет «Российская газета». Он не был по образованию судостроителем, но получал серьёзную зарплату.
А сам Мирошниченко, покидая «Восточную верфь», получал ещё несколько лет выплаты от предприятия. Видимо, за хорошую работу. Несколько сотен тысяч. Этот момент удалось оспорить и отменить выплаты через суд.
Выход из ситуации
Хочется обратить внимание на другое. В результате сегодня верфь на грани признания банкротом. При этом предприятие может стабильно работать и приносить пользу.
А уж с точки зрения возможностей по выполнению заказов для Министерства обороны такой завод ещё стоит поискать. За годы своей работы эта компания сделала более 500 судов и кораблей. А сторожевые корабли от верфи даже по линии Рособоронэкспорта поставлялись в семь различных стран мира.
Возможно, Минобороны и верфь смогут договориться. Банкротить предприятие и получить 500 миллионов рублей – явно не тот результат, который сегодня нужен военному ведомству России. В связи с сегодняшней политической обстановкой в мире, сегодня важнее, чтобы предприятие нормально функционировало и выдавало современную продукцию для нужд обороны страны.
Сегодня менеджмент в АО «Восточная верфь» считает целесообразным создать совместную с МО комиссию и решить, сколько необходимо средств для завершения строительства танкеров по закону о гособоронзаказе.
«Речь не идёт о сценарии, который мы видели несколько лет назад на соседнем предприятии «Радиоприбор», которое в итоге было потеряно», – отмечал ранее министр промышленности Приморья Сергей Калитин.
Надо просто помочь важному предприятию вновь встать на ноги.
ДОСЬЕ
АО «Восточная верфь» (бывший Владивостокский судостроительный завод, ССЗ №602).
■ Одно из ведущих судостроительных предприятий Приморского края и Дальнего Востока. ■ Ведёт свою деятельность с 1952 года. С января 2020 года является единственным на Дальнем Востоке предприятием оборонно-промышленного комплекса – резидентом Свободного порта Владивостока.
■ Технические возможности предприятия позволяют производить полный цикл работ по постройке кораблей и судов длиной до 120 м, шириной до 16 м, высотой до 25 м и водоизмещением до 3500 тонн.