Примерное время чтения: 8 минут
482

Спутник запустят . Новый район станет стимулом развития Приморья

№9. "АиФ-Приморье" №9 28/02/2024
Экспертное сообщество бурно обсуждает проект.
Экспертное сообщество бурно обсуждает проект. / Александр Колегов / АиФ

Проектирование города-спутника Владивостока начнётся уже в этом году. На встрече губернатора Олега Кожемяко с полпредом президента в Дальневосточном округе Юрием Трутневым названо место строительства и озвучены суммы финансирования проекта. К работе подключаются Минвостокразвития, профильные региональные министерства и строительные компании. Какие формы обретёт проект, обсуждение которого длится ещё с советских времён?

Место на карте

В ходе встречи названо конкретное место расположения будущего района. Гектары под застройку нарежут восточнее площадки Западная ТОР «Приморье» (ориентиры — посёлки Рыбачий и Давыдовка) — между дачными обществами «Подснежник» и «Кактус», федеральной трассой в районе поворота на Тавричанку и Амурским заливом по реке Шмидтовке. Размеры — примерно 8 на 1-3 километра.

Там предполагается возвести до 2,5 млн кв. метров жилой и коммерческой недвижимости и поселить около 80 тысяч жителей.

Появление района «Спутник», обсуждение разных вариантов которого велось на протяжении десятилетий, осуществит план создания большой агломерации, включающей в себя Владивосток, Артём, Надеждинский муниципальный район и Шкотовский муниципальный округ. Общее название проекта — так называемый Большой Владивосток.

Выбор места на карте обусловлен самой географией юга Приморского края. Полуостров Муравьёва-Амурского уже не позволяет Владивостоку развиваться в исторических границах. На нём просто нет площадей для строительства портовой и перевалочной инфраструктуры для грузов, сообщающихся между Россией и странами АТР. К тому же Дальний Восток и сам Владивосток стали почти единственными воротами страны во внешний мир. А Надеждинский район находится в непосредственной близости от транспортного перекрёстка на маршрутах Владивосток — остальная страна и на направлениях Шкотовский — Хасанский район в самом Приморье.

Во исполнение поручения председателя Правительства России Михаила Мишустина и по согласованию с правительством Приморского края предложено включить территорию нового города в состав Владивостокского городского округа в качестве внутригородского района.

Работа над мастер-планом города-спутника идёт с 2022 года. В 2024 году планируют начать уже строительные работы. 30 млрд рублей на инфраструктуру выделено в рамках государственной программы развития Дальнего Востока, — сообщило полпредство президента в Дальневосточном федеральном округе.

«Хочу подчеркнуть, что это достаточно большое событие для Дальнего Востока, для нашей страны. Начинаем строить новый город. При этом у нас есть возможность сразу строить его правильно, обустраивая важнейшую для приморского города часть — набережную. То есть надо сейчас объединить усилия и всё сделать правильно, красиво и комфортно для людей», — заявил, открывая совещание, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.

Перспективные планы

Проект нового района должен решить целый спектр задач. Во-первых, это создание комфортного жилья в Приморском крае. Во-вторых, снижение давления на исторический центр города. В-третьих, обеспечение рабочими руками предполагаемых индустриальных зон, которые будут находиться поблизости. И к тому же должна будет начать развиваться туристическая инфраструктура.

«Мы обязательно предусмотрим такие туристические магниты, которые привлекут в город и россиян, и зарубежных гостей. У нас на совещании звучали такие высокие амбиции, как конкурент Сочи на Дальнем Востоке. Всем известно, что широта у нас одна, климат разный, но мы сделаем всё возможное, чтобы это была серьёзная конкуренция», — отметил Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Учитывая, что на размеченной территории в настоящее время нет практически ничего, кроме лесов, болотины и оврагов, а инфраструктура представляет собой редкий частный сектор, проект строительства «Спутника» предполагает детальную проработку всех аспектов, начиная с главных коммуникаций — водоснабжения, канализации и энергообеспечения. А так как в планах создание района со всеми удобствами, включающими в себя социалку и инфраструктуру, разрабатывать систему обеспечения придётся целиком. И к работе уже подключаются специалисты, что называется, всем миром. По поручению вице-премьера будет создан специальный проектный офис.

«Сейчас идёт проектная работа. Мы говорили о взаимодействии всех участников процесса. Это, прежде всего, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, город и край, инвесторы. Всё это надо связать в единый управляющий орган, который будет синхронизировать строительство, чтобы всё происходило вовремя: вовремя строились улицы, социальная инфраструктура, инженерная инфраструктура, обустраивалась территория», — объяснил Юрий Трутнев.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Министр по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков: – Строительство города Спутника было включено в генплан Владивостока ещё 40 лет назад, Госплан СССР даже одобрил метро. Тогда планировали 200 тыс. человек. Сейчас, на первом этапе, будем планировать несколько компактнее, но непременно с красивой прогулочной набережной вдоль Амурского залива. Большой Владивосток (Владивосток – Спутник – Артём) будет витриной России для всего Азиатско-Тихоокеанского региона и одним из главных ворот для туристов.
По замыслу инициаторов проекта, переселенцы в новый район должны получить всё, что может потребоваться для полноценной жизни, и не заботиться о таких вещах, как отсутствие в доме центрального отопления и дефицит мощностей на электрическое. Последнее, кстати, стало обыденностью в новых строящихся во Владивостоке «элитных» жилых комплексах.

Отдельная надежда при строительстве «Спутника» на местном уровне возлагается на масштабную стройку как на локомотив экономического роста.

«Строительство — это всегда стимул развития для целой массы направлений, начиная с инженерии и заканчивая отделкой, мебелью, стройматериалами. Кроме того, каждый вложенный в строительство рубль даёт 17 копеек отдачи. Поэтому для нас это ещё и налоговые платежи. Это в целом повышает уровень жизни, в том числе тех людей, которые переедут в новые дома», — заявил губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

Сказавши «А»...

Экспертное обсуждение «Спутника» привело участников к выводу, что развитие Владивостока будет связано
не только с выходом с полуострова на материк с присоединением соседних районов. При этом, вероятно, будет необходимо пересмотреть систему управления регионом: вынести администрацию края из исторического центра Владивостока и реорганизовать систему управления промышленностью и экономикой.

«Придётся возвращаться к советской системе управления, включая возрождение отраслевых институтов. И мы к этому уже идём», — отметил директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев.

Необходимость изменений назрела в связи с тем, что подъезды к порту Владивостока располагаются на тех же транспортных маршрутах, что активно используются при перемещении населения в утренние и вечерние часы. Это создаёт пробки, доходящие по уровню до транспортного коллапса. К тому же развивать порт в пределах старого Владивостока просто некуда.

«Сегодня порт Владивосток переваливает до 13 млн тонн грузов. Возможно увеличение мощностей до 30 млн тонн. Для сравнения: объём перевозок в Пусане составляет 300 млн тонн. Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным поставлена задача увеличить объём перевозок из Владивостока до 250-400 млн тонн, но места на полуострове Муравьёва Амурского для создания таких мощностей просто нет», — высказал мнение Юрий Авдеев.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Николай Запрягаев: – Исходя из того, какой это масштабный и значимый проект, мы с Минвостокразвития России готовы вынести на рассмотрение правительства проект решения о заключении концессионного соглашения и комплексный план реализации проекта до 2036 года, который будет предполагать и включать в себя мероприятия по созданию энергетической, социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для развития этого города.
Зато такие объекты, как порт «Вера», порт «Суходол», располагаются в местах, удобных для перспективного расширения без использования тех же транспортных магистралей, которые используются при перевозке людей. Более того, в тех местах возможно и даже ранее планировалось сооружение железнодорожных веток, способных перевозить большее количество грузов, чем сегодня, в частности — транспортный коридор «Приморье-1».

Выход специалисты видят в развитии индустриального сектора в районах пересечения главных транспортных магистралей юга региона — районах города Артёма, в Надеждинском районе и в направлении Находки либо Хасанского района. И новый район «Спутник» может вполне органично вписаться в эти планы. Более того, послужит базой трудовых ресурсов для новых индустриальных объектов, а его населению не придётся ездить за десятки километров во Владивосток.

Сам же город до самого района «Фабрика «Заря» можно объявить культурно-историческим центром и принять ряд мер, чтобы он таковым стал в действительности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах