Гаражные кооперативы – признак благосостояния в советские времена, и всем известный фильм Эльдара Рязанова «Гараж» показывает, на какие жертвы могли пойти интеллигентные люди в борьбе за место под солнцем.
Увы, но в XXI веке всё больше гаражей по всей России стали сносить, чаще по причине того, что они мешают точечной застройке. Во Владивостоке отдельные гаражные боксы пока ещё держатся. Один из них – «Гаражный кооператив 86», что расположен на улице Славянской, в районе Авангарда. В 80-е годы кооператив был возведён с разрешением крайисполкома. Прошло 37 лет, и сегодня на территорию кооператива пришёл резидент Свободного порта Владивосток с намерением снести гаражи и построить чудо-отель. Владельцы гаражей – дети и внуки ветеранов войны – в шоке от такой бесцеремонности. Однако Арбитражный суд Приморья вынес решение в пользу застройщика. Члены кооператива решили бороться до конца.
Мы вас не видим!
В редакцию «АиФ-Приморья» обратился известный учёный-океанолог ДВО РАН Владимир Щуров. Он посетовал – в год юбилея Победы хотят убрать гаражи, ключи от которых в 80-е годы торжественно вручали ветеранам войны.
– История неприятная, – рассказывает профессор. – Мой отец – ветеран войны, я попадаю под категорию «Дети войны», кроме того, я ветеран труда, профессор, доктор наук. Владельцы гаражей – люди заслуженные, многие из них ушли из жизни. И я считаю оскорбительным заявление застройщика снести «все эти железки» к чёртовой матери. Без компенсации! Без признания того, что кооператив существует!
В подробности посвятил председатель правления ГК-86 Александр Дурман. По его словам и по представленным документам, в 1982 году крайисполком Владивостока предоставил участок земли ветеранам и жителям города под строительство гаражей.
– Члены кооператива в срок платили взносы, заключали договоры на пользование электроэнергией, – заверил Александр Дурман. – Несколько лет я тщетно пытался официально оформить гаражи по российским законам. Но адвокаты сначала затягивали процесс, потом «отфутболивали» без объяснения причин.
Председатель кооператива нашёл профессионалов, которые взялись за дело, получив доступ к архивам и отправив соответствующие запросы в городскую администрацию. А тут и застройщик объявился – ООО «Градостандарт» – с намерением построить жилой дом как раз на месте гаражей. Заметим, что участок и без того небольшой, вблизи возведены ещё два новостроя – машины ставить некуда. Застройщик проявил гибкость и явил проект отеля.
– Общественные слушания состоялись в январе 2018 года, – поясняет Александр. – После вопроса от кооператива: как получилось, что границы будущей застройки совпали с границами кооператива, представитель компании усмехнулся и ответил: «Произошло чудо!» Увы, проиграли застройщику в Приморском арбитражном суде по причине того, что у нас нет кадастрового плана. Теперь они перестали нас видеть, все 35 собственников и их гаражи стали вдруг призраками.
Борьба не окончена
– У кооператива есть акт безвозмездного бессрочного пользования, есть документы краевых архивов о том, что земля кооперативу предоставлялась, – ответила юрист Наталья Яковенко. – Однако в архивах администрации города не нашлось акта, который подтверждает строительство гаража и ввод его в эксплуатацию. Кроме того, в законе прямо прописано, что никто не вправе обязывать переоформлять право бессрочного пользования гаражные кооперативы, что это право признаётся, люди платили и платят налог на землю и за электроэнергию.
Главная проблема в том, что несколько лет назад в администрации Владивостока была проведена процедура межевания муниципальной земли. Граница участка прошла по 80 % территории гаражного кооператива.
– Акт о бессрочном пользовании земли выдавался в те времена, когда граница участков не устанавливалась, – продолжает юрист. – Кооператив сегодня не может доказать, что находится на том самом месте, которое обозначено на кадастровом плане. Я полагаю, что процедура, проведённая кадастровым инженером, незаконна. К сожалению, суд не принял во внимание доказательство факта исторического сложившегося землепользования. Не стало аргументом и заключение кадастрового инженера об участке земли, предоставленном в аренду резиденту Свободного порта. Мы обратились в Пятый кассационный апелляционный суд Хабаровска. Отправлены жалобы в прокуратуру, губернатору, уполномоченному при президенте по правам человека.
По идее, гаражи должны сносить только тогда, когда без этого невозможно построить новую дорогу или социально значимый объект, к примеру, больницу. Тогда за каждый снесённый гараж власти обязаны выплатить владельцам компенсацию – сотни тысяч рублей. Но в случае с ГК-86 об этом не может идти речи.
– Непонятно, почему по живым гаражам кадастровый инженер нарисовал земельный участок, который потом и передал резиденту, – недоумевает юрист.
Будет уместным вспомнить фразу героини рязановского фильма: «Законным путём идти можно. Дойти трудно».