aif.ru counter
138

Светлая аура подземелий. 21 февраля отмечают Всемирный день экскурсовода

В лихие 90-е годы у фортов могли избить или убить.

Пушки крепости над Владивостоком - следы былой обороны тихоокеанских берегов России.
Пушки крепости над Владивостоком - следы былой обороны тихоокеанских берегов России. © / Татьяна Григорьева / АиФ

Всемирный день экскурсовода учреждён в 1990 году Федерацией ассоциаций гидов, в состав которой входят более двух миллионов человек из более чем 70 стран.

Сегодня для Приморья профессия экскурсовода стала престижной и актуальной. Находятся уникумы, которые вместе с популярными маршрутами прокладывают дороги туда, куда долгое время не ступала нога человека. В «нулевые» годы в крае стал развиваться так называемый подземный туризм.

Учредитель и глава Владивостокского диггер-клуба Артур РОМАНЕНКО рассказал о том, как улучшить военно-исторические маршруты по подземным объектам, у которых самобытная уникальная история.

Википедия - не авторитет

- Артур, с чего началось ваше увлечение подземными лабиринтами?

- Было интересно разобраться - кто строил объекты, зачем они нужны, в деталях инженерных конструкций и т. д. Когда накопился опыт, пришло желание поделиться знаниями с другими, ведь люди у нас любопытные, интересующиеся.

- Ко всем подземным объектам Владивостока, Приморья есть свободный доступ?

- Есть объекты полностью заброшенные - они свободные, есть ведомственные, действующие, куда никого не пустят. Мы работаем по рассекреченным и доступным местам. Исследовали подземные сооружения коммунального хозяйства, принадлежащие Тихоокеанскому флоту - береговой, противовоздушной обороны, специальные объекты, запасные предприятия, форты Владивостокской крепости. Подземный мир богат и разнообразен.

- Одним из востребованных стал маршрут на так называемый «Объект №1», вход в который расположен недалеко от театра Горького. Чем примечательна подземка?

- Невероятно интересное секретное сооружение. Точное его название - «Объект правительственного назначения №1 местной противовоздушной обороны Владивостока». Со времен Второй мировой войны там размещались командные пункты крайкома партии. Сотрудники краевой администрации могли бы укрыться и продолжать работу в случае обстрела и бомбардировки Японии. После войны объект усиливался и работал до конца 90-х годов по прямому назначению. У него несколько функций: не только принять разных высокопоставленных персон, но ещё и мирное население - до 2,5 тысяч человек разом.

Проложить бомбоубежище в скальном грунте протяженностью больше километра, когда страна находится в коллапсе войны, было настоящим подвигом. Нам важно не только провести туристов по означенному маршруту, но и представить как можно больше фактов. Задача - подавать информацию достоверную. Сегодня в городе масса людей, которые считают себя экскурсоводами, но гораздо меньше из них ответственных за то, что они говорят. Могу с уверенностью сказать - 80% экскурсоводов несут чушь.

- Например?

- Путаются в датах, фамилиях, совершенно неправильно дают геополитические сведения. Допустим, утверждают, что Ворошиловская батарея - объект Владивостокской крепости, или то, что она внесена в книгу Рекордов Гиннесса. Это неверно. Нахватаются в Википедии непроверенных данных, после распространяют сведения, не соответствующие действительности.

Фото: АиФ/ Федор Устюгов

- На заседании краевого департамента туризма часто поднимается вопрос о гидах-нелегалах из Китая…

- Граждане КНР, приезжающие массово во Владивосток, придерживаются политики - не пользоваться местными туристическими услугами, привлекая собственных гидов. К сожалению, пока российское законодательство не позволяет пресечь их действия. Госдума хочет ввести аттестацию экскурсоводов, но пока она не обязательна. А вот в Петербурге есть запретительные меры на уровне региона. Хочешь водить по Эрмитажу, пройди аттестацию.

У нас были туристы, которые рассказывали, как попадали вначале к непонятным гидам, и только на нашей экскурсии поняли разницу. Так, будто из «Жигулей» в «Мерседес» пересели.

- И всё-таки с иностранцами работаете?

- Поддерживаем связь с несколькими российско-японскими компаниями, интересуются европейцы, американцы. Попадаются туристы, которые несколько дней ходят, просят показать как можно больше. Приезжают любители истории, военного дела, которым интересна дореволюционная и советская эпоха.

- Чем можно удивить того же японца?

- Большинство наших подземелий времен до 1945 года появились благодаря напряженным отношениям между Японией и Россией. С 1932 по 1945 год мы непрерывно ждали нападения. Благодаря обстановке, власть была вынуждена непрерывно строить и поддерживать в боеспособном состоянии систему береговой, гражданской обороны. То, что война не состоялась - большая заслуга фортификационных объектов. Это более чем веская причина, чтобы на эти сооружения посмотреть. Кроме того, можно восхититься архитектурными решениями, инженерными хитростями.

Напоминание туристам о том, что с орудиями шутить не принято.
Напоминание туристам о том, что с орудиями шутить не принято. Фото: АиФ/ Федор Устюгов

Крепость или космодром?

- По Владивостокской крепости есть хорошие новости?

- Создаётся музей-заповедник «Владивостокская крепость», которым будет управлять уже федеральный музей имени Арсеньева. Надеемся, что всё будет реализовано так, как запланировано.

- Речь идёт о реставрации?

- Для того, чтобы восстановить Владивостокскую крепость, необходимо где-то 30 городских годовых бюджетов. Это дороже, чем Крым поднять из руин. Будьте реалистами, реконструировать крепость до международного уровня - утопия, это всё равно, что построить космодром. Пра-пра-правнуки ещё через сотни лет останутся должны. Попробуйте для начала за свой счёт восстановить хотя бы маленький объект крепости.

- Пытались же передать крепость по частям в руки бизнесменов…

- Никому это не интересно, потому что экскурсионный бизнес на объектах Владивостокской крепости убыточный. Нужны дотации. Крепость - огромный объект недвижимости с гигантским куском земли, находящийся в труднодоступном месте, обдуваемый ветрами, поливаемый дождями. Необходимо её поддержание в сухом и чистом состоянии, чего стоит только одну дорогу от снега расчистить.

- Как в других странах содержат подобные сооружения?

- Везде этим занимается государство, граждане налоги платят. Сравнивать Россию и другие страны не стал. К тому же, фортификационных объектов огромного масштаба за границей немного. Например, у нас форт № 2 Владивостокской крепости - крупнейший на земле пехотный форт, который когда-либо строил человек. Как его музеифицировать? На его постройку Российская империя потратила более 4 миллионов золотых рублей, это по нынешним меркам миллиарды долларов. Даже если федеральный музей небольшое количество объектов  крепости захватит - это будет большим шагом вперед.

Гид, убери мобильник!

- Есть опасные моменты во время прохождения подземелий?

- В сооружения, где ходить небезопасно, группы не допускаем. Водим туда, где прошли десятки раз и выявили зоны риска. Каждому туристу выдаем фонари хорошего качества. Обязательно нужно правильно одеться: есть такие места, где летом холодно, в некоторых фортах крепости в разгар жары - температура от плюс 4-8 по Цельсию. Зимой наоборот - на улице мороз и ветер, а в подземельях бывает комфортная температура. А ходить по подземным объектам ничуть не опаснее, чем по улицам города.

- Экскурсоводы жалуются - стыдно перед иностранцами: ямы на дорогах, перила без лестниц, мусор…

- Представители диггер-клуба вошли в состав рабочей группы Думы Владивостока по развитию внутреннего туризма. Предлагаем чиновникам прочувствовать все проблемы. Накануне директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай рассказал о планах музея-заповедника. Одно то, что словосочетание «Владивостоксая крепость» дошла до главы государства - огромная заслуга. Прекрасно помню, как в лихие 90-е годы у фортов могли избить или убить, там были нечистоты, свалки мусора. Прошло 20 лет, теперь люди знают, что это не просто бетон, а уникальный фортификационный объект, который строили выдающиеся инженеры. Приезжаем, на форт №10 крепости острова Русский, где постоянно отдыхают семьи. Мусор за собой убирают, можете себе представить? Приходит молодёжь, потом ребята следят за фортами, борются с вандализмом. Опять же крепость чем хороша? У неё положительная аура, здесь не было боевых действий, смертей. Многие технологии придуманы заново - вот торжество военных инженеров над возможностью войны.

- Какие качества отличают профессионального экскурсовода?

- Нужно уметь вести экскурсии с людьми разных возрастов и менталитетов. Экскурсовод должен обладать энциклопедическими знаниями. Турист может задать любой вопрос, а профессионал - на него мгновенно ответить, не копаясь в мобильном телефоне. Хочешь форты крепости показывать, изволь разбираться строительном деле, тактике, стратегии, геополитике, знать биографию инженеров, генералов. Это большой срез наук.

- А вас туристы ставили в тупик?

- Тогда благодарил их, искал ответы. Это способствует самообразованию, совершенствованию. Как много не учишь, найдется въедливый турист, который задаст хитрый вопрос. По-прежнему в истории много белых пятен, поэтому есть куда направить исследовательскую жилку.

ДОСЬЕ

Артур Ильсурович Романенко родился и вырос во Владивостоке. Образование гуманитарное - ДВГУ, член Русского географического общества и Владивостокского диггер-клуба. Темы научных исследований - история местной противовоздушной обороны, объектов специального назначения и подземных заводов.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Что предлагает репертуар кинофестиваля «Меридианы Тихого»?
  2. Где в Приморье получить бесплатную прививку от гриппа?
  3. Почему в роддоме рассказывают о безопасности на дороге?
  4. Законно ли существовать за счет грантов?
  5. Приморье останется без китайских яблок и персиков?
  6. За что задержан экс-глава похоронной конторы во Владивостоке?
Самое интересное в регионах
Роскачество