Примерное время чтения: 9 минут
1115

Ориентация на АТР. Как развивается малый и средний бизнес Дальнего Востока

Чего боится малый бизнес? Есть ли на Дальнем Востоке инициативные молодые предприниматели? Что с валовым внутренним продуктом в ДВФО? Эти и многие другие вопросы VL.AIF.RU задал президенту Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александру Калинину на полях IV Восточного экономического форума.

Учение - свет

 - Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте России в 2017 году составила 21%. В развитых странах этот показатель в среднем 58%. В частности, в Германии 53% экономики - это вклад малого и среднего бизнеса. В Австралии - 58%, в Финляндии - 60%, в Италии -68%. Иными словами, у нас в России явный перекос экономики в сторону крупных и государственных компаний. Ваша оценка состояния малого и среднего бизнеса (МСБ) в России?

 - У нас очень мало людей вовлечены в МСБ. Даже с учётом того, что в стране около 6 миллионов предприятий (правда, 15% из них не имеют сотрудников). Первое, что нужно сделать – популяризировать предпринимательскую деятельность среди населения и особенно среди молодёжи.

По моему мнению, решить эту проблему возможно с помощью внедрения обязательных образовательных программ на базе современных интернет-технологий в средних школах. Появление урока «Основы предпринимательства» позволит без особых затрат в течение двух лет измениться ментальность в стране. Чтобы люди знали, что такое бизнес, не боялись становиться предпринимателями. Даже если люди, прошедшие курс, в итоге пойдут работать не в бизнес, а в силовые структуры, то полученные знания помогут им с пониманием и уважением относиться к предпринимателям.

Подобный пилотный проект уже опробован в Ульяновкой области. Губернатор посчитал проект стратегическим, поручил создать систему аккредитации этого курса и с 1 сентября «Основы предпринимательства» стали обязательными для учеников старших классов.

Предвосхищаю вопрос граждан: а где же столько преподавателей найти? Ответ прост: в интернете. Достаточно создать конструктор-платформу для спикеров и пригласить провести лекции лучших специалистов в области предпринимательства.  

- Какой результат и через какой срок вы ожидаете после внедрения курсов по всей стране?

- Через два года в любом регионе России появится совершенно другая молодёжь. Это не мои предположения, а реальный опыт Чехии. Подобный проект был запущен властями в 2000-е годы и уже через несколько лет выпускники школ стали более активными, инициативными, богатыми, менее инфантильными, перестали вести исключительно потребительскую модель поведения. Как результат – ударно развивающийся МСБ Чехии, появление благоприятной предпринимательской среды, в который интересно жить и работать. Уверен, что такое будущее ждёт и Россию.

- Какое представление о бизнесе имеют современные россияне?

- У нас делят бизнес на «малый» и «олигархов». К олигархам граждане относятся не очень хорошо, считая, что они выводят деньги за рубеж, незаслуженно пользуются природной рентой, а вот к МСБ отношение достаточно положительное, правда, большая часть респондентов отметили, что они не готовы идти и не планируют идти в малый или средний бизнес из-за страхов.

- А откуда берутся эти страхи?

- Все страхи идут от незнания. Люди же не боятся читать книги – их учат букварю со школьной скамьи. Почему нельзя учить букварю предпринимательства в школах – мы не понимаем. Ведь это такой же важный социальный навык, как владение иностранным языком. Там нет ничего сложного и не нужного в жизни: трудовое и нагологовое законодательство, финансовая грамотность, менеджмент, продажи, маркетинг, командообразование, цифровая экономика. Как только люди поймут, как работает среднестатистическое предприятие, то и страхи, и недопонимание исчезнут.

Перспективы Востока

-  Как бы вы оценили показатель развития МСБ на Дальнем Востоке? Есть ли у нас перспективы для роста на данный момент?

- Дальний Восток отличается от остальной части России тем, что материковая и центральная часть находятся далеко, есть проблемы с коммуникацией. С другой стороны – 40 миль и рядом Китай, Япония, Корея. Основные рынки сбыта любого проекта должны быть нацелены на страны АТР. При умении продавать, нарастить объёмы, заработать здесь гораздо легче, чем, например, предпринимателю из Ивановской области.

Второй момент, порядка 40% природных ресурсов сосредоточены в ДВФО. Научись их обрабатывать и делай поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион. Есть большая возможность для роста благосостояния – мы не говорим о нефти или газе, это немного другой уровень бизнеса – на дикоросах, ягодах-грибах, мёде, морепродуктах и т.д. Помимо прочего у Дальнего Востока большой туристический потенциал. Это тот же экспорт, только человек приезжает к тебе из другой страны. Также на ДВФО есть потенциал для создания IT­-платформ, ориентированных на Азию.

Всем этим интересно заниматься, ведь в отличии от центральной России, рядом с вами живёт миллиард людей, готовых тратить деньги на дальневосточную продукцию.  

- Вам встречались интересные дальневосточные проекты в доле МСБ?

- Безусловно. Во Владивостоке есть очень концептуальный ресторан «Астория». Он постоянно забит корейскими туристами потому, что руководство сумело привлечь интересные гастрономические программы из Южной Кореи. 

На Сахалине я увидел человека, который изготавливает и поставляет в Японию пластиковые окна, которые по сейсмостойкости прочнее японских.

В Якутии компания MyTona в кратчайшие сроки стала одним из крупнейших производителей компьютерных игр в мире. Игры пишутся в Якутске, но продаются в США и Китае.

- Почему Дальний Восток так сильно ориентирован за рубеж?   

- На Дальнем Востоке живёт 6 миллионов граждан – это очень маленький рынок дл внутреннего потребления. А в странах АТР проживают более миллиарда человек. Умножьте 5 миллионов на 100$, а потом миллиард на ту же сумму, и поймёте главную потенциальную разницу рынков.  

Можно успешно работать о на локальном рынке, но и про глобальный забывать нельзя.

- Разве можно предложить что-то интересное азиатам, которые умеют всё?

- Легко. В Японии не хватает морепродуктов, нет дикоросов, дальневосточных ягод, мёда. В Китае хитом сезона несколько лет подряд является мороженое.

Правда, чтобы понять, что нужно той или иной стране, туда нужно съездить, выучить язык и занять пустующую нишу. И не забывать пользоваться услугами профессионалов по, например, защите интеллектуальной собственности, чтобы не делать ошибок – ни для кого не секрет, что тот же Китай – мастер копирования.    

Ошибки начинающих

-  По сравнению с 1990 годом, периодом СССР, объем ВРП в сопоставимых ценах в Приморском крае - 69%. Что вы думаете об этом? Каким образом можно изменить эту ситуацию в лучшую сторону?

 - Причина – большой отток населения из Дальнего Востока и Приморья в частности. Сегодня это число резко сократилось, но президент на Госсовете отметил, что люди продолжают уезжать.  

Ситуация изменится только при одном условии: жизнь здесь должна стать богаче и комфортнее, чем в центральной России. Только тогда люди начнут приезжать на Дальний Восток.

- В Приморском крае в структуре ВРП 25% приходится на логистику, 18% - на торговлю. То есть локомотивом экономики региона является не производство и не сельское хозяйство. Хорошо это или плохо? Может быть, это специфика именно нашего региона?

- Специфика – это хорошо, но в будущем всё равно нужно идти на маржинальные рынки, чтобы можно было быстро и хорошо зарабовать. Например, с помощью производства продуктов питания. Главное понять, сколько и кому ты будешь продавать свою продукцию. В этом плане очень поможет кооперация с корейскими и китайскими компаниями.

На логистике надо зарабатывать, особенно при условии скорого запуска северного морского пути. Это наше историческое преимущество – в своё время Россия как держава состоялась благодаря реке Волге. Через время люди стали ставить современные мануфактуры, маслобойки, восковые заводы и т.д. и богатеть ещё и на этом.

Счастье, что логистика у вас есть, она позволяет накапливать капитал, чтобы в будущем инвестировать в другие отрасли. Не обязательно в производство – во Владивостоке мало гостиниц, ресторанов, магазинов, ориентированных на иностранцев. Вам есть куда вкладывать накопления.

- На Дальнем Востоке и в Приморье в частности в последнее время начали действовать ТОРы, появился Свободный порт с преференциями. Сейчас говорят об открытии оффшорной зоны на Русском. Дает ли это реальный толчок в развитии МСБ. Или это просто возможность перевести бизнес на льготный режим налогообложения. По сути, не создавая ничего нового?

- Если говорить о СПВ, то 95% резидентов – это представители малого бизнеса. Они только учатся использовать этот режим, проявляют заинтересованность в беспошлинном режиме. Нам обещают лучшую логистику и дополнительные прорезы под земельные участки под проекты. Например, один резидент, получивший землю на территории Владивостока, планирует на участке построить доступный мини-отель для туристов. Объём вложений – 70 миллионов рублей. Они довольно быстро окупятся.

- Расскажите о частых ошибках МСБ на Дальнем Востоке.

-  Только ленивый не пытался поставлять в Китай, только вот на выставках чаще всего заключаются контракты абы как: неизвестно с кем, не понятно на каких условиях, без предоплаты, лишь бы заключить. Это в корне не верно. Если ты действительно хочешь строить бизнес на рынках других стран, то к этому нужно основательно готовиться, иметь консультанта, маркетинговый бюджет, изучить рынок, учитывать административные барьеры в плане сертификации и т.д. Мой совет – учитесь бизнесу, а уже потом ищите партнёров.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах