«Ханума» (12+) снова появилась в репертуаре Приморского краевого академического театра имени Горького. Комедия-водевиль в театре имеет долгую историю, а сегодня переживает ещё одно рождение. Пьеса ставилась на сцене Горьковки в 70-е годы Андреем Присяжнюком, а 12 лет назад вернулась в режиссуре Вадима Паршукова. В феврале зрители посмотрели спектакль, где главную героиню сыграла актриса Яна Мялк. Следующий показ состоится в Международный женский день.
Судьба и легенда
Пьеса «Ханума» была написана грузинским драматургом и актёром Авксентием Цагарели ещё в 1882 году. История про весёлую, ловкую, предприимчивую сваху понравилась не только грузинской публике. Пьеса погружает в пёстрый мир старого Тбилиси, где живут люди разных сословий, народностей и традиций. Произведение было переведено на несколько языков, быстро разошлось по миру, снискав в России особенную любовь зрителя.
В театральных кулуарах вспоминают — в далёких 70-х годах «Хануму» ставил художественный руководитель, народный артист СССР Андрей Присяжнюк! В спектакле участвовали мастера сцены — Вадим Мялк, Евгений Шальников. Школу «Ханумы» прошли многие, даже Ефим Звеняцкий, будучи молодым артистом, перевоплотился во влюблённого племянника графа — Коте.
«Действительно, тогда в комедии блистали большие артисты, — говорит художественный руководитель театра, народный артист России, лауреат театральной премии „Золотая маска“ Ефим Звеняцкий. — Я сыграл Коте в паре с очаровательной Ириной Присяжнюк».
Ефим Звеняцкий напомнил: всесоюзную славу водевиль обрёл в 70-е годы прошлого столетия благодаря постановке Георгия Товстоногова в Большом драматическом театре, а затем и телевизионной версии. Люди старшего поколения помнят сваху Хануму в исполнении Людмилы Макаровой, стареющего ловеласа князя Пантиашвили — Владислава Стржельчика, изворотливого приказчика Акопа — Николая Трофимова.
«Мне посчастливилось тогда увидеть „Хануму“ на сцене БТД, она оставила неизгладимое впечатление. У Товстоногова были грузинские корни, потому таким важным стал в спектакле национальный колорит. Это и яркие костюмы, и мощь музыки, и атмосфера Тбилиси — всё для него было родное. Но значимо и то, что в грузинском городе живут люди разных национальностей, и в нашей постановке мы постарались передать многоликость этого пёстрого мира», — говорит Звеняцкий.
Прошло несколько десятилетий, прежде чем идея осуществить постановку спектакля вызрела у Ефима Звеняцкого. Для Вадима Паршукова «Ханума» стала легендарной и в чём-то даже судьбоносной. Ранее он играл в массовых сценах комедии и наконец дорос до режиссёра. Именно он ухватил главную мысль о том, что в пьесе нет резко очерченных положительных и отрицательных героев.
Каждый имеет свою слабость и свои преимущества. Сложность в том, что постановка музыкальная, в ней много песен и вокализов, танцев и филигранных па. Но всё это стало по силам артистам Горьковки.
Каждая роль — подарок!
С первой же сцены зритель попадает в пьянящую атмосферу Тбилиси конца XIX века. Декорации лауреата премии «Золотая маска» Владимира Колтунова, сотворённые в духе картин Пиросмани, очаровывают, расслабляют и настраивают на мирный лад. Массовые танцевальные сцены — грациозны и легки. У главного героя — князя Вано Пантиашвили «долги растут быстрее, чем усы». Но он не унывает, полагая, что титул позволит найти самую богатую невесту в городе. К его услугам — свахи Кабато и Ханума — яростные конкурентки, и у каждой есть своя кандидатура. Богатый купец Микич — большой охотник за регалиями, мечтает отдать за князя молодую дочь. Правда, та влюблена в племянника князя Коте. Непреклонная Ханума становится центром интриг и коллизий.
«Хануму непревзойдённо и виртуозно сыграла заслуженная артистка России Светлана Салахутдинова. Сейчас в эту роль вошла Яна Мялк. Вообще в спектакле — целое „собрание сочинений“ артистов театра Горького, они грустные и весёлые, смешливые и трогательные, — добавляет Ефим Звеняцкий. — Сегодня в спектакле есть веяние настоящего, в этом — аромат времени, который принадлежит репертуарному классическому театру, со спектаклями-долгожителями, врачевателями душ».
«Это такой спектакль, где можно по-хорошему, по-актёрски похулиганить, — делится актриса Яна Мялк. — Мы находимся на сцене в состоянии импровизации, постоянно можем придумывать что-то новое и интересное, комедия даёт большие возможности каждому проявить себя. Для меня образ свахи Ханумы очень значим. Роль — многогранная, для любого артиста это большой подарок»!
Вошли в постановку и ряд молодых актёров, которых с каждым годом в театре становится всё больше, обновилась танцевальная и вокальная группа, массовые сцены, эпизодические роли. Чувство юмора и доброта — это то, что объединяет всех героев пьесы. То, чего часто не хватает в обыденной жизни.
Каждая роль спектакля колоритна. И обманутый всеми тщеславный и беспутный князь в исполнении Михаила Марченко, и не лишенный сочувствия к своей дочери купец Микич — Сергей Миллер. И соперница Ханумы — красавица Кабато. Отдельно стоит сказать о слугах. Как только на сцене появляются Тимоте (Денис Неделько) и Акоп (Сергей Гончаров), они оттягивают внимание публики на себя. Несмотря на то что один ленивый, другой так и лезет в драку, но оба — умны и сыплют остротами. Это и волшебная бабушка Ануш — Наталья Славская. И романтичные влюблённые — Сона и Коте, к Валерии Запорожец и Борису Белебезьеву протянулась нить их предшественников из 70-х годов.
Судя по отзывам зрителей, пьеса действительно современна.
«Сватовство — соединение любящих сердец, дело нужное и правильное. Но есть и другие драматургические линии», — заметила Яна Мялк.
Да чего только стоит сцена в бане, где князь прощается с жизнью, согласно национальным традициям — с песнями и тостами верных друзей! А смотрины невесты, в которых также замешана главная героиня?
«Сваха я. Для меня все равно — что мужчина, что женщина, как для купца — что мужской отрез, что дамский — лишь бы подороже с рук сбыть!» — заявляет сваха тому, кто готов на ней жениться. Свяжет ли она себя узами брака? Обязательно посмотрите «Хануму» в театре Горького!