240

Вечное броуновское движение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Приморье № 16 21/04/2021
Игра – нормальное проявление человеческой природы.
Игра – нормальное проявление человеческой природы. / Фото Игоря Дмитриева и Светланы Котовой. / АиФ

Игра – важный элемент в образовательном процессе

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОЛЕСО» ИЗ ВЛАДИВОСТОКА ЗАНЯЛИ ПРИЗОВЫЕ МЕСТА, ПРИНЯВ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ ИМЕНИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГА ЛЬВА СЕМЁНОВИЧА ВЫГОТСКОГО.

КРУТЯТСЯ-ВЕРТЯТСЯ, ОПЫТА НАБИРАЮТСЯ

Крупнейший конкурс в области дошкольного образования ежегодно проходит в Москве, собирая многотысячную аудиторию участников. Тех, кто не боится осваивать новые формы работы с детьми, творчески экспериментировать, выходя за рамки консерватизма.

 

По словам директора центра «КолеСО», Светланы Котовой, история триумфа сразу четырёх педагогов из приморской столицы – беспрецедентная для страны. Такого количества победителей от одной организации ещё не было ни разу за 5 лет проведения конкурса.

Вначале несколько слов о маленьком государстве «КолеСО», которое полностью соответствует своему названию, олицетворяя собой символ бесконечности времени, движения, познания.

 – Когда рождалась идея центра, возник образ колеса обозрения, – пояснят Светлана Котова. – Как некий калейдоскоп активностей, насыщенная событиями образовательная среда, где дети крутятся, вертятся, набираются опыта.

Официально – АНО «Центр содействия развитию и популяризации семейного образования «КолеСО». Такая форма обучения в современной России находит немалый спрос. Это очень необычное, открытое образовательное пространство, где основным является свобода выбора ребёнком индивидуального маршрута развития. У каждого собственное расписание, и это кажется невероятным. Здесь вместо дневника – нарисованные деревья с листочками, а оценок нет и в помине. Вместо учебников – авторские программы, а в помощь школьной математике – полноценный курс по настольным играм. Здесь стёрта грань между детским садом и начальной школой. И ребята от 5 до 9 лет составляют одну дружную команду. Вечное броуновское движение воодушевлённых детей – но не по классам, а по студиям. Детвора шумит, галдит, крутится! Глаза горят любопытством. Но за всем этим чувствуется не хаос, а вполне обоснованный педагогический подход.

– Я обучалась в психолого-педагогической магистратуре при ДВФУ по направлению «тьюторское сопровождение в образовании», – рассказывает основатель центра Светлана Котова. – Моя диссертация была посвящена педагогическому проектированию процесса развития субъектной позиции у старших дошкольников и младших школьников в условиях открытой образовательной среды. Мы начинали работать с дошкольниками, потом для них организовали первый класс, теперь вот второй. Так и растём, добирая нижние классы. И концепцию сохраняем, ориентируясь в первую очередь на запросы и интересы ребёнка.

Учащиеся центра «КолеСО» – детсадовцы и школьники, каждое утро в 9 часов собираются на общий круг в спортзале. Время настроиться на день вперёд и обсудить самое важное. Сегодня Саша принёс экзотическое насекомое – палочника, вот это событие! А ещё должны прийти в гости увлечённые ребята из поискового объединения «Авиапоиск». После дети расходятся по студиям. У малышей из детского сада своих дел невпроворот, но так хочется скорее вырасти и подслушать, что происходит в студии естествознания! У первых и вторых классов есть обязательные предметы – русский, математика, окружающий мир, литературное чтение. Остальное на выбор. 35 разнообразных активностей! Но есть среди них очевидные фавориты. Так, без ОФП не проходит ни одного дня! Общая физическая подготовка – только звучит скучновато. На самом деле физкультуру здесь любят все без исключения.

ТРОЛЛЬ, ШАМАН, НАСЕКОМОЕ….

Историей успеха делится преподаватель общей физической подготовки, брейк-данса, йоги и множества других направлений в центре «КолеСО» Сергей Столяр. Он стал одним из лучших в международном конкурсе имени Выготского 2021 года в номинации «Педагог». Заявку подали 20 тысяч человек из 52 стран-участниц. Выбрали 150, из которых 3 победителя из Приморского края. Цифры сногсшибательны.

 

 – Я вырос в криминальном районе Чуркина, – рассказывает Сергей Столяр. – В конце 90-х годов начал самостоятельно учиться брейк-дансу в подъезде, подстелив картон. Для меня это был самый доступный способ заниматься, без зала и дорогой экипировки. Вскоре обо мне узнала вся округа, и постепенно я увлёк своим хобби чуркинских ребят. В тёплое время года мы танцевали на улице, а когда закончилось лето, начали искать помещение. Коридоры общежития, бомбоубежище – первые залы, где я интуитивно стал преподавать. Это были и классные сходки молодёжи, без алкоголя и курева.

Сергей Столяр многое сделал для того, чтобы развить направление брейк-данса во Владивостоке. Подъезды закончились, когда его приняли в студию широко известного хореографа Алексей Ищука. Сергей основал несколько студий, самая известная – break-dance «Шаги». Участвовал и побеждал на чемпионатах. Три года назад пришёл в «КолеСО» и стал весьма востребованным преподавателем в системе дополнительного образования Владивостока.

Одно из заданий конкурса им. Л. С. Выготского – 2-минутный ролик занятия, но не постановочного, а обычного, будничного – эпизода, раскрывающего детскую инициативность.

Сергей выбрал любопытный момент, когда занятие подходило к концу, но ребята не хотели покидать зал. Выход был найден: преподаватель обратился в шамана, который стучит в барабан разными ритмами, а племя юных индейцев двигается в такт, замирая на паузах. Игра развивает не только физические параметры, но и музыкальность, ловкость, внимание, координацию, логику.

 – Это нерегулируемая и притом регулярная практика в «Колесе», – говорит Сергей. – Дети собираются на перемене, устраивают игровые испытания, сами устанавливают правила и контролируют их исполнение, а я не прочь их в этой игре поддержать. Я люблю наблюдать за такими свободными проявлениями их природы, и пусть на видео ребята не по форме, растрёпанные и расслабленные, но они по-настоящему вовлечены в процесс общения, игры и утверждения своего Я.

– Одна из популярных развивающих игр на ОФП – способы передвижения насекомых, которую мы придумали вместе с преподавателем биологии. Ребята ползают, прыгают, перекатываются, смеются и вместе с тем погружаются в анатомию и экологию насекомых, – описывает своё впечатление от очередного занятия педагог.

– Иногда я не ставлю перед собой никаких образовательных задач, – добавляет он. – Но в моих силах сплотить детей. Ради этого можно примерить маску антигероя, например Тролля, которого дети должны победить.

КОГДА ВЫБРАН ВЕРНЫЙ ПУТЬ

 Он никогда не знает, сколько ребят придут на занятия, их может быть 12, иногда 3, в другой раз одни мальчишки, или старшие ребята вперемешку с хрупкими малышами. Готовых планов и рецептов занятия никогда нет. За доли секунды нужно почувствовать фактор, который и станет объединяющим началом.

 – Я добр и внимателен, но стараюсь держать позицию педагога, ведь поведение каждого ребёнка на занятии зависит от поставленных мною задач и правильно подобранных нагрузок, – поясняет преподаватель. – Если я задам низкую планку, то детям будет неинтересно, если предложу чересчур сложные задания – это может напугать. Вот и приходится каждый урок погружаться в их мир и сканировать каждого героя по отдельности в азартной игре под названием спорт.

«История, которой горжусь» – самое сложное задание преподавательского конкурса. Сергей вспомнил, как однажды к нему на занятие по хип-хопу пришёл особенный ребёнок с аутизмом, правда, вначале он об этом не догадывался.

 «Мальчик не обращал на меня никакого внимания, но и не нарушал дисциплины, – пишет в конкурсном проекте Сергей Столяр. – Никому не мешал, и я подумал, что ему нужно время, чтобы разобраться в своём желании танцевать. Я позволил ему не участвовать. Но как только я включил музыку, мальчик сорвался в танец. Он с неумелой точностью повторил все мои движения. И понеслось… Я нашёл для него свой язык переговоров. Музыка являлась для него сигналом к действию, он как будто погружался в другой мир и начинал слышать и всё воспринимать».

 – Каждый преподаватель-мужчина на счету в образовании, – добавляет Светлана Котова. – Чем интересен Сергей – он всегда на равных с детьми, легко вклинивает игру в процесс. И нормативы как сами собой достигаются. Он подсаживает ребёнка на крючок успеха, даёт некую мотивация для преодоления себя. И тогда ребят уже не удержишь.

Школа – это не только про буквы и цифры.
Школа – это не только про буквы и цифры.

 – Особенно интересно выполнять упражнения, – делится ученица первого класса Милана. – Научилась делать мостик и берёзку. Играть в футбол после урока. Сергей всегда помогает и советует, много интересного рассказывает. Например, какой полезнее есть хлеб, чтобы лучше организм развивался.

– Когда каждый мой день начинается с детской улыбки, это означает, что выбран верный путь, а когда с угрюмого лица, значит, у кого-то не было повода улыбнуться, – признаётся собеседник. – Я вижу своей задачей подарить эту возможность ребёнку, сотворить для кого-то маленькое, но настоящее чудо.

Если педагог задаёт низкую планку, то детям неинтересно, если чересчур сложные задания – это может напугать. Для того чтоб найти золотую середину, нужно погрузиться в интересы каждого ребёнка.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах