Почему Пушкин, Чехов в XXI веке остаются самыми современными драматургами? Какие новые и возрождённые спектакли станут сюрпризом для зрителей в ближайшее время? Как молодые режиссёры интерпретируют вечную классику?
Об этом рассказал народный артист России, лауреат премии «Золотая маска», художественный руководитель Приморского академического театра имени Горького Ефим Звеняцкий.
Второй дом
– Ефим Семёнович, открывая очередной театральный сезон, вы заявили – крепостью репертуара будет классическая драматургия. Всё сбывается?
– Мы поставили спектакль «А.Пэ.Че» (12+) по ранним рассказам Чехова, и он настолько полюбился нашим зрителям, что будет «вторая серия», восемь других рассказов. Это весьма интересная история, где впервые в роли режиссёров, моих помощников, выступили известные артисты – Евгений Вейгель, Сергей Лисинчук, Валентин Запорожец. И, скорее , продолжение «А.Пэ.Че» возникнет к лету.
У нас получается разворот в сторону русского психологического театра, который я считаю современным на все века. Самые модные для меня – Чехов, Куприн, Достоевский, Лермонтов, Толстой. Время показало, что радикальные эксперименты с классикой в театре себя не оправдали. Не раз классические сюжеты на театральных сценах ставили с ног на голову, пытаясь показать зрителю что-то немыслимое или вовсе разрушить литературный замысел. Я не занимаюсь подобными опытами. Вот поэтому и выбор пал на «Маленькие трагедии» Пушкина. Сегодня спектакль «Гений должен жить» (16+) репетируют молодые режиссёры из Москвы – Марина Ведякина и Максим Иванов. Будут сыграны две пьесы по пушкинским «Маленьким трагедиям» – «Моцарт и Сальери» и «Дон Жуан». Премьера состоится 6 и 7 июля. А на следующий сезон запланирован «Маскарад» Лермонтова.
– Но кто, как не молодёжь, способен на выражение собственного видения классики?
– Пушкин глазами современных ребят – и режиссёров, и актёров – это сильно любопытно. Но это не про то, что в «Маленьких трагедиях» вдруг должны появиться айфоны. Я хочу видеть и слышать то, о чём написал Пушкин, его поэтический дар, и чтобы артисты шли за автором. Недопустимо выкручивать руки ни одному из классиков. Театр может быть веселящим, но не развлекательным. Показательно, что основой нашего театра являются мастера – Александр Славский, Александр Запорожец, Владимир Сергияков. Это артисты, до которых можно тянуться годы, но так и не дойти, а лучше – приближаться к ним сердечной мышцей. И учиться…
– Сегодня зрители Горьковки отмечают – всё больше молодёжи играет в премьерных спектаклях.
– Мы стараемся приручать молодые таланты, давая роли, сохраняя в эпизодах, массовых сценах, чтобы они взрастали на той почве, которую подготовили мастера. Иногда я предлагаю отдать спектакль молодым. Таковыми стали «104 страницы про любовь» (12+), и таковой будет постановка «Гений должен жить». Замечу, что среди молодых есть ребята, приверженные театру, им согретые, а есть те, для кого, увы, это не станет профессией.
– Необходимо время, чтобы это понять?
– Безусловно. Институт – не главная инстанция, она даёт возможность получить диплом. Но важны азы человеческого понимания профессии. Театр – это второй дом, особенная близость людей друг к другу.
За приморский академический
– С нетерпением ждём премьеру спектакля «Не Сильва, не оперетта» (12+).
– Сильва на стадии репетиций, где уже готовы прекрасные декорации, много костюмов, одни за другим приезжают специалисты из Москвы – танцовщики, фехтовальщики. Надеюсь, премьера состоится 31 мая и 1 июня.
– В этом году у вас открылся «Салон Театра имени М. Горького». Публика реагирует очень тепло!
– Когда-то, в 90-е годы, в паркетном зале мы ставили «Шоу Ефима Звеняцкого», но время ушло вперёд. Сегодня на том же пространстве мы вспоминаем великих артистов советского прошлого. Сыграли программу «О море, море…» (12+), посвящённую Муслиму Магомаеву, «Здравствуйте Вам» (12+) – об Андрее Миронове, выйдет спектакль об Анне Герман. У нас много актёров, поющих на высоком профессиональном уровне.
– Вы восстановили сразу несколько спектаклей, которые очень значимы для истории театра, это так?
– «Ханума» (12+), «Поминальная молитва» (12+) – в этих постановках блистает гениальная актриса – заслуженная артистка России Светлана Салахутдинова. Временно она не может играть, и мы все желаем ей скорейшего выздоровления. И всё-таки я сделал отдельные вводы, потому что эти наименования за десять, двадцать и более лет особенно полюбились зрителям. Это спектакли-долгожители, врачеватели душ.
Так, «Ханума» начиналась в театре Горького ещё во времена Присяжнюка, где ваш покорный слуга играл одну из главных ролей. Затем, в 90-е годы, мне посчастливилось увидеть потрясающую, мощную постановку в БДТ Товстоногова. И я дал себе время, чтобы подготовиться ко второму рождению музыкальной комедии в режиссуре Вадима Паршукова. Сегодня в спектакль за несколько репетиций вошла актриса Яна Мялк. А в «Поминальной молитве» достойно дебютировала в роли матери семейства Голды Марина Волкова.
И мы вновь возродили спектакль «Товарищ», где главную роль сыграет Валерия Запорожец. Я не мог оставить эту постановку, её сюжет всегда актуален, потому что на кону – офицерское достоинство, честь русского человека.
– В последнее время наблюдаю, как в театр приходят подростки, которые смотрят довольно серьёзные постановки (12+). О чем это говорит?
– О том, что проекты министерства культуры – «Пушкинская» и «Арсеньевская карта» оказались полезными, ведь одна из главных функций театра – просветительская. Успешно воплощается идея, поддержанная губернатором, – «Народные театры Приморья», за два года по краю открылось восемь театров, и это ещё не предел.
– Ожидают ли театр большие гастроли?
– Гастроли – кровь, дух и великое объединяющее начало любого театра. Этим летом мы отправляемся в Санкт-Петербург, чтобы выступить в театре имени Брянцева, на знакомой уже нам сцене. Дальше отправимся в драматический театр Твери. Зритель везде непростой, особенно в северной столице. Но мы с гордостью и достоинством покажем то, что создано здесь, на дальневосточной земле. Когда в Петербурге мы встречаем наших, уехавших приморцев, возникает щемящее чувство. И желание сыграть так, как никогда! За наш, за приморский академический! Знаешь, за все эти годы я ни разу не пожалел, что не поддался веяниям 90-х на переименования. Театр был и остаётся Горьковским. Я счастлив, потому что Горький – один из лучших драматургов мира.