Сверхвысокий конкурс на одни специальности и настолько серьёзный дефицит абитуриентов на других, что ВУЗы вынуждены проводить дополнительный набор и продлевать его чуть ли не до середины сентября. При этом школьники сталкивались с проблемами и искали лёгкие пути к высшему образованию.
Сложности
Поступить в медицинский всегда было непросто. Здесь всегда были высокие проходные баллы и дефицит бюджетных мест. В этом году Тихоокеанский государственный медицинский университет (ТГМУ) вынужден был продлевать набор аж до 25 августа. Места были на «бюджете» по специальностям Медицинская биохимия, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Фармация.
– Дополнительный приём в этом году открыт во многих университетах. Алгоритм действий такой же, как и в основной этап, – сообщил заместитель председателя приёмной комиссии медицинского университета Игорь Королёв. – Это даже не «вторая волна», а, скорее, новая приемная кампания. Претендовать на бюджетные места могут все, даже те, кто не прошёл по конкурсу в основной период.
Дополнительный приём, как уточнил представитель приёмной комиссии ТГМУ, – особенность не только этого года. Вузы имеют право проводить его. Дополнительный приём можно приравнять ко второй волне, которая была упразднена.
Новшества правил заключаются в том, что приёмная кампания велась в этом году в одну волну, несмотря на то, что в 21-м году возмущённые родители и представители вчерашних школьников собрали более 25 тысяч подписей под петицией об отмене этой практики.
Старый вариант – две волны оставлял детям шансы: после того, как с первой волной заполнялось до 80 процентов мест, поступившие отличники могли выбрать другой вуз и освободить места для тех, у кого успеваемость не так высока. Теперь абитуриент должен сделать окончательный выбор и подать согласие только на один факультет только в один вуз. При этом он может вылететь из списка на зачисление в последний момент, а направить бумаги в другое учебное заведение уже не успевает.
Документы надо было подавать в оригиналах, а их пересылка отнимает время, без которого абитуриент теряет возможность маневрировать и выбирать. Вариант с пересылкой сканов через суперсервис «Поступи онлайн» добавил седины и родителям, и детям. Сервис постоянно зависал. Проблемы продолжались по несколько дней подряд. Люди теряли целые недели. Только из-за этого многие школьники меняли желание поступать в престижные столичные вузы, предпочитая варианты географически поближе, но технически понадёжнее.
А есть те, кто предпочитает двигаться к высшему образованию зигзагом.
– Некоторые школьники не выбирают на ЕГЭ такие специальности, как математика или биология потому, что считают их сложными, поэтому с 8-го класса уходят учиться в колледжи и средне-специальные учебные заведения, – рассказала директор средней школы № 19 г. Владивостока Лариса Клещ. – Там за три года они проходят практически вузовский курс обучения и потом могут сдавать ЕГЭ для поступления в институт или университет более уверенно, обладая настоящими знаниями.
В 2022-м году в 11-й класс 19-й школы пошло всего 19 человек.
Исполняющий обязанности ректора Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Борис Коробец на пресс-конференции ректоров российских вузов по итогам приёмной кампании 2022 года отчитался, что в университет в этом году поступило около 12 тысяч абитуриентов из 81 региона России. Руководитель ДВФУ отметил, что у него заполнены все места: и бюджетные, и коммерческие.
А в Приморской государственной сельскохозяйственной академии был завершён набор абитуриентов на бюджетные места по очной, очно-заочной и заочной формам обучения 9 августа. Но приём документов для поступления на места с оплатой по договорам об оказании платных образовательных услуг был продолжен до 27 августа. И на места с оплатой по заочной форме обучения – до 8 ноября.
Места для целевиков и льготников не заполнились, их отдали на общий конкурс. И на места смогли пробиться претенденты с низкими баллами. Но удастся ли из них вырастить грамотных специалистов?
Понятное дело, что ветеринарные специальности не так востребованы, как IT. Но… Всего по стране на очную форму по IT-специальностям подали более 1,5 миллиона заявлений. Популярностью пользовались также инжиниринг и креативные дисциплины. Для целевиков и льготников бюджетных мест было в разы больше, но они не заполнились. Тогда их отдали на общий конкурс. И на места смогли пробиться претенденты с низкими баллами.
Насколько их уровень соответствует требованиям, выдвигаемым к студентам, покажут итоги первой сессии. Специалисты знают: далеко не факт, что, поступив на относительно льготных условиях, студент «потянет» программу.
Яма и приманки
– Если говорить в целом о рынке труда, то нужно говорить об острой нехватке кадров. Аналогично дела обстоят с врачами, инженерными, строительными специальностями, даже в ГУФСИН недостаток конвоиров, – рассказала генеральный директор Дальневосточного Центра кадровых технологий Анастасия Филимонова. – В краевом Центре занятости открыто около 60 тысяч вакансий. А соискателей – порядка 10 тысяч. Потребности бизнеса не удовлетворяются. У нас острая нехватка кадров, вообще. Причина – демографическая яма. А к 30-му году ситуация ещё ухудшится. Просто физически не будет людей нормального работоспособного возраста.
В 2022 году постарались возродить популярность профтехобразования. Профтехобразование зовёт, манит и соблазняет абитуриентов длинным рублём: механизатору строительной техники (чистенькой, красивой, современной, компьютеризированной) уже на 3-м разряде после ПТУ обещают 70 – 150 тысяч рублей.
1 сентября в Приморском крае на базе Дальневосточного судостроительного колледжа начал свою работу первый и единственный в России образовательно-производственный центр в рамках проекта «Профессионалитет». Здесь открыты новые производственные мастерские, оборудованные в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование».
Ранее гранты в рамках проекта «Профессионалитет» уже получили Дальневосточный судостроительный колледж и Уссурийский агропромышленный колледж.
– Новая модель среднего профессионального образования с привлечением крупных работодателей позволит сделать обучение более практикоориентированным, а выпускники таких образовательных центров будут иметь высокую гарантию трудоустройства, – объяснил министр профессионального образования и занятости населения Сергей Дубовицкий.
Коротка кольчужка
Фактически обе системы сегодня (высшего образования и профессионально-технического) делят довольно скудный запас вчерашних школьников. Экономика требует производства. Производство – рабочих и начальников.
Школьник ищет возможностей, в том числе возможностей решить свою судьбу простым способом – поступать туда, где легче, а это главным образом легче усвояемые гуманитарные направления. Поэтому остаются в лидерах по популярности распиаренные «Информационные системы и технологии», «Информатика и вычислительная техника» и «Экономика». Вузы их наплодят с перебором, как недоменеджеров и недоюристов в 90-е.
К тому же там устраиваются прямо сейчас, а престижное место на заводе, не известно, будет ли (заводы пока ещё в стадии даже не проекта, а задумки, и не факт, что откроется) – отдельный аргумент, влияющий на выбор.
Но есть и ещё одна беда – многие подростки вообще никуда не хотят поступать. Правда, идти работать дворниками, бетонщиками и грузчиками, где образование не требуется, тоже желанием не горят. Может, в семье что-то подправить надо?
Комментарий власти
Леонид Лебедев, руководитель агентства проектного управления Приморского края:
– Качественное и комфортное образование – это конкурентные выпускники приморских школ. Именно люди развивают территорию, на которой живут. Развитие сферы образования – одна из первоочередных задач, которая стоит на контроле у Правительства Приморского края. Планируется, что в текущем году в рамках национального проекта «Образование» будет создано 44 центра «Точка роста», а также три инженерных класса, отремонтировано 10 спортивных залов. Более 700 учеников смогут получить дополнительное образование по новым программам технической, естественно-научной и туристскокраеведческой направленности.
Мнение эксперта
Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии:
– У нас 25 миллионов россиян живёт за пределами России. Люди, которые живут на Украине, в Казахстане или в других странах, могли бы переехать сюда, если им показать имеющиеся уникальные в плане наличных ресурсов места, где можно создавать целые города и уникальные производства прямо на подножном сырье. И люди с удовольствием применяли бы свои знания и умения и приносили пользу. Проблема в том, что в этих местах нет ни дорог, ни энергии, ничего. Но при наличии решения это всё создать желающие найдутся. В том числе – и построить для себя целые города там, где сегодня тайга и фактически пустыня. Начинать надо с того, чтобы людям было где приложить свои знания.