Примерное время чтения: 8 минут
338

Выживали как могли. Русский остров пережил циклон

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Приморье № 50 09/12/2020
Перед открытием моста.
Перед открытием моста. / Анатолий Сердюк. / АиФ

Жители Русского оказались в блокаде, но не оторваны от мира

ИСПЫТАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫПАЛИ В ПОСЛЕДНИЕ ДВЕ НЕДЕЛИ НА ДОЛЮ ЖИТЕЛЕЙ МНОГОЧИСЛЕННЫХ УДАЛЁННЫХ ПОСЁЛКОВ ОСТРОВА РУССКИЙ, НАКОНЕЦ ПОДОШЛИ К КОНЦУ. В ДОМА ВЕРНУЛИСЬ СВЕТ И ТЕПЛО, И ДАЖЕ ДОЛГОЖДАННОЕ ОТКРЫТИЕ ДВИЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ МОСТУ СОСТОЯЛОСЬ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВАЖНЫЕ УРОКИ, КОТОРЫЕ ПРОДИКТОВАЛА НЕУМОЛИМАЯ СТИХИЯ, НАДО ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ.

НУЖНЫ ЛЮДИ ДЕЛА

В той ситуации, когда остров в течение одной ночи остался без источников электричества, а где-то и тепла, многое решил профессионализм и характер людей. Тех профессионалов, которые на своих участках верно среагировали на вызов стихии и не опустили руки. Тепло в многоэтажках на Экипажной и Зелёной было всё время ледяного коллапса. Кочегары в угольных котельных справились со своей работой на отлично и даже без света поддерживали тепло в домах островитян.

Утром 20 ноября, в первый день после стихии, казалось, что проехать по лесным грунтовым дорогам острова и обледенелым перевалам будет невозможно. Но оказалось всё не так.

– Наши дороги много лет обслуживает толковый дорожный инженер и очень ответственный человек. Благодаря ему и его коллегам и подчинённым дорога по острову была ещё в первой половине дня расчищена и оказалась проездной для автотранспорта и спецмашин скорой помощи и техничек. Уверен, что островитяне заметили, что отсыпаны шлаком все перевалы и опасные повороты. За что, конечно, признательны дорожникам и Владимиру Злыдёному. Если бы так работали все, то и горе не беда, – говорит общественник Пётр Гуляев.

Да, было скользко. Но движение на самом острове не останавливалось ни на час. Русский хоть и был отрезан от «Большой земли» перекрытым мостом, но здесь даже городские автобусы ходили – автобусы не смогли вернуться в город и передвигались по сокращённым островным маршрутам, перевозя жителей. Благо дефицита бензина и дизельного топлива на единственной островной колонке не наблюдалось.

Наладить пассажирские перевозки было легче, чем подключить доставленные на остров аварийные генераторы. Оказалось, работать с ними в состоянии единицы. 

– Представьте только, что в городе моряков и рыбаков оказалось не найти толкового моториста, – комментирует местный житель Валерий Климов. – И это в той ситуации, когда свет в дома давали по три часа в сутки и «вахту», соответственно, надо было нести чуть ли не круглосуточно! 

СЛУХОМ ЗЕМЛЯ ПОЛНИТСЯ

Лучшим средством коммуникации для островитян оказались группы соцсетей. Здесь принималась и коммуницировалась вся информация о жизнедеятельности, проблемах, горячих точках. Благо сотовая связь и мобильный интернет были: вышки сотовых операторов работали от аккумуляторов. А заряжать батареи мобильников ходили в машины. Кооперировались, заряжали сразу чуть ли не по пять-шесть телефонов, мастерили из подручных средств разветвители. Хотя, конечно, заряд старались экономить.

 – К примеру, кому-то нужно добраться на паром, встретить или доставить в больницу. Мы как диспетчеры это согласовываем, – рассказывает Алексей Дружинин. – Когда и куда доставят газ и свечи, когда дадут свет в отдельный дом или посёлок. Всё это знали и сообщали другим. И кстати, сообщение об открытии моста тоже одной из первых сообщила островитянам наша группа. Настроение от этого сообщения было какое-то новогоднее. Такой своеобразный праздник острова заранее. 

В соцсетях узнавали о ходе ремонтных работ, визитах губернатора и прибытии очередных новых бригад ремонтников, которые прилетели на помощь со всей России. 

– Остров точно не чувствовал себя в блокаде или на особом положении. Первые обречённые настроения быстро улетучились, как дым от полевой кухни. Мы видели, что готов помочь университет, что магазины не закрыты, а предприниматели везут продукты в любых условиях. На острове появилось столько людей и техники, что мы раньше и не видели, – говорит жительница Зелёной Вера Петренко. – Другое дело, что наши старшеклассники оказались не у дел и шатались безучастными. Инициативных ребят и волонтёров не нашлось. Зато поколение постарше выходило на субботники и старалось перебороть стихию. Убирали дворы, пилили ветки, кололи лёд.

Даже в самый разгар природного апокалипсиса продукты в магазинах были.

– Друзья, бывшие коллеги и сослуживцы звонили со всей России, интересовались, какой день мы уже голодаем и не началось ли уже на острове людоедство, – удивляется островитянин Анатолий Стаднюк. – Фейковые новости очень сильно отличались от реальности. Здесь, на Русском, живёт много бывших военнослужащих, тяготы и лишения нам привычны.

Для местных жителей в кампусе Дальневосточного федерального университета организовали пункт временного размещения. В первую очередь переждать тяжёлое время в университетских гостиницах приглашали семьи с детьми. Здесь были свет, вода, тепло и интернет, а в столовых всегда ждала свежая горячая еда.

С едой на острове проблем вообще не было. Ассортимент магазинов в первые дни не успел оскудеть из-за запасов предпринимателей. А потом пустили паром. Небольшие грузовички с продуктами местные в шутку называли дорогой жизни.

Зато жители острова вдоволь наелись флотской гречневой каши с тушёнкой из военных полевых кухонь.

– Знаю даже тех, кто сам в эти дни ничего из еды не готовил, зато создали запас баллонов для портативных газовых плит. Их раздавали тут же, рядом с полевыми кухнями, – говорит Олег Семёнов, который переехал на остров недавно и ещё не привык к местным нравам.

Газовые баллоны и бутилированную питьевую воду, которую тоже раздавали нуждающимся совершенно бесплатно, привозили из города паромами.

Добраться в город было трудно, но невозможным это не было.

– Да, – говорит Анатолий Стаднюк, – паром «Босфор Восточный» берёт всего 20 машин на борт, и в первые дни очередь из автомобилей растянулась чуть ли не до горизонта. Но это были в основном не местные, а те, кто приехал на остров по делам ещё до перекрытия моста. Но и эта проблема решилась – экипаж парома работал чуть ли не круглосуточно, вывозя и людей, и машины.

На острове ходили легенды о грузовиках, водители которых решили прорвать кордоны на въезде на перекрытый мост. История, как всегда, оказалась преувеличенной. Вечером 26 ноября опоздавший на паром водитель грузовика пытался попасть на материк через закрытый мост. Сотрудникам ведомственной охраны Минтранса пришлось долго убеждать мужчину, что движение по мосту небезопасно. Наслушались, конечно, матов, от расстроенного перспективой ночевать в кабине водителя. Но дальше словесных перепалок дело, к счастью, не дошло. Похожая история случилась и на следующий день. Но там неместный водитель заблудился, не увидел запрещающих знакови пытался проехать на Русский со стороны города. Снова в отношении нарушителя ограничились профилактической беседой.

Сами островитяне к особенностям паромной переправы – 2020 в конце концов приноровились – доезжали до Поспелова, откуда отходил паром, оставляли там машины на пирсе и отправлялись во Владивосток. Благо в городе паром швартовался в самом центре.

Энергетики восстанавливают линии электропередачи.
Энергетики восстанавливают линии электропередачи. 

Рейсы выполнялись не только пассажирские, но и технические. На остров везли тяжёлую технику для расчистки дорог и просек вдоль линий электропередач, специальные генераторы госрезерва, позволившие дать электричество в микрорайонах.

ВСЕМ МИРОМ

Стихия заставила людей раскрыться по-иному. В своих лучших чертах и качествах. И соблазну лёгкой наживы поддались всего единицы. Это замечание про тех, кто в минуты общей беды отправился рубить кабеля, которые упали с тысяч опор линий электропередач. Мародёры нашлись, но их оказались единицы. А в остальном жители делились едой и новостями, теплом и энергией. 

– Даже в воскресенье, когда прошла информация об открытии моста, наши активисты пришли на запланированный субботник в парке Лазо. А когда отработали в парке, пошли убирать лёд к жилым домам, – говорит Пётр Гуляев. – Это такой пример душевной щедрости. Ведь никто не осудит, всё добровольно. А люди готовы помогать и силы положить немалые. Попробуйте полдня поработать лопатой или скребком, и станет понятно, каких оценок это участие достойно.

С последствиями стихии Приморье справилось. Да, многое сделано пока по аварийной схеме, и ремонтникам ещё многое предстоит сделать.

Многие подробности удара ледовой стихии уже понемногу забываются. Но островитяне вряд ли забудут то ощущение, когда на помощь к тебе спешат со всей страны. Русский остров в эти дни это прочувствовал на себе.

КСТАТИ:

Русский оказался в блокаде после того, как власти вынуждены были закрыть движение по Русскому мосту. Здесь обледенели ванты, и временами ледяные глыбы срывались с трёхсотметровой высоты и падали на проезжую часть, оставляя в асфальте глубокие выбоины. По оценкам специалистов, относительно безопасно в эти дни по мосту можно было передвигаться только на бронированной технике.

Все 168 вант спасатели вынуждены были очищать вручную, закрепившись на альпинистских подвесах. На сильнейшем ветру и на морозе это было сделать крайне сложно.

ВРЕЗ: Друзья, бывшие коллеги и сослуживцы звонили со всей России, интересовались, какой день мы уже голодаем и не началось ли уже на острове людоедство. Но фейковые новости очень сильно отличались от реальности.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах