Юбилей мемориального комплекса «С-56» отметили во Владивостоке. Легендарную подлодку Великой Отечественной установили на постамент в приморской столице в мае 1975 года.
Пример служения Родине
Сейчас Владивосток уже невозможно представить без памятника, ставшего в дальнейшем частью мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота». Однако субмарину поставили на вечный прикол лишь 50 лет назад.
В юбилейный день под звуки государственного гимна на лодке вновь подняли гвардейский флаг Военно-морского флота.
К основанию памятника возложили цветы и гирлянды. В почётном строю здесь застыли ветераны-подводники. А командование ТОФ пожелало, чтобы и через 100 лет легендарная лодка оставалась на своей боевой вахте.
Ведь, по словам заместителя командующего Тихоокеанским флотом Дмитрия Артёмова, боевой дух С-56 – ярчайший пример служения Родине.
Сейчас здесь обустроен популярный музей.
«Я и представить не могла, что на подводной лодке так тесно. Как могли люди не просто жить в таком ограниченном пространстве, но и воевать»? – говорит приехавшая из Белгорода туристка Олеся Петренко.
О легендарной подводной лодке она слышала с детства. Что и немудрено. С-56 – самая результативная советская подводная лодка по числу подтверждённых потопленных кораблей противника.
Самая результативная
Буква «С» – в названии подлодки означает её класс – «Сталинец». Её заложили в 1936 году в Ленинграде, а достраивали уже во Владивостоке – на Дальзаводе, куда её перевезли по секциям.
В состав Тихоокеанского флота «С-56» ввели в самом начале войны – в октябре 1941 года. Но на Западе она оказалась нужнее. Лодка совершила беспрецедентный по тем временам переход из Владивостока через Тихий океан и Атлантику на Северный флот, по сути, став легендой уже тогда.
За годы войны «С-56» совершила восемь боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, по докладам командира, потопив 10 кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 85 000 тонн, нанесла серьёзные повреждения, не совместимые с живучестью ещё четырём кораблям.
На подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. Несколько раз фашисты объявляли о её гибели, но субмарина под командованием капитан-лейтенанта Георгия Щедрина продолжала наводить ужас на немецких моряков у берегов Норвегии.
Щедрин стал Героем Советского Союза, а буквально все члены экипажа легендарной лодки награждены орденами и медалями.
31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено звание гвардейской.
Цифра 14 на его боевой рубке означает 14 потопленных вражеских кораблей и судов.
После войны субмарина Северным морским путём вернулась в родную гавань во Владивосток. Она стала первой подводной лодкой в мире, совершившей, по сути, кругосветное плавание.
9 мая 1975 года легендарную лодку установили на постамент на берегу бухты Золотой Рог.
В преддверии этого события «Почта России» выпустила почтовую открытку, посвящённую «С-56». Её тираж – всего тысяча экземпляров. Карточка уже стала редкостью.