Примерное время чтения: 8 минут
182

Зачем лепить колобка? В дошкольных учреждениях произошла настоящая революция

"АиФ-Приморье" №5. "АиФ-Приморье" №5 31/01/2024
Личность формируется в общении.
Личность формируется в общении. пресс-служба администрации Владивостока

Новаторский подход – к внешним и методическим преобразованиям в детских садах был отмечен накануне на уровне регионального Министерства образования. Главный постулат – детей-дошколят не стригут под одну гребёнку, не принуждают к занятиям. Воспитатели и педагоги меняют диктаторский подход на творческий, уделяя больше внимания интересам каждого ребёнка.  

Почему детям необходимо давать больше свободы, зачем нужно больше разговаривать с малышами и как у детей формируется ответственность? На эти и другие вопросы отвтила педагог-психолог, директор МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 58» города Находки Тамара Соколова.

Гибкие планы

– Тамара Акимовна, несколько слов о себе… Как и с чем пришли в детский сад?

– По первому образованию я медицинская сестра. Потом отучилась на психолога, занималась с маленькими детьми, имеющими патологии зрения, помогала адаптироваться им в этом мире – ходить, думать, учиться. И далее уже осталась верна дошкольному образованию. В 2015 году меня пригласили на должность заведующей детским садом № 58, где нужен был антикризисный управляющий. За восемь лет многое удалось сделать, собрав команду единомышленников.

– Как к доктору к вам обращаются в детском саду?

– Бывших медиков не бывает, поэтому всегда бегу на помощь к каждой разбитой коленке. Да и сказывается дефицит медработников в детских садах. И по любой тревожной ситуации, связанной со здоровьем детей, воспитатели идут, спрашивают совета. 

– Теперь о революционной ситуации. В чём заключается новаторский подход к детям?

– Когда к нам в детский сад впервые приходят гости, они удивляются: «У вас всё не так, как у других!» Всем коллективом мы окончили курсы автора нового федерального образовательного стандарта для дошкольников Елены Юдиной и встали на путь перемен. 

– Стандарт ассоциируется с жёсткой дисциплиной, чёткими схемами…

– Напротив, никакой скуки и зашоренности! Мы даём каждому ребёнку инициативу и самостоятельность. По новому стандарту мы не можем принуждать детей к деятельности, заставить их заниматься или играть против силы. Становимся на один уровень глаз с воспитанниками, учитывая, что все – разные. Один с удовольствием будет складывать числа, другой – бегать и скакать, а третий выберет совершенно другой вид деятельности.

– Звучит заманчиво. Но как учесть запрос каждого малыша, ведь в каждой группе по 20 человек?

– Мы перешли от жёсткого планирования к гибкому. От строгих занятий – к игровой деятельности. Как было раньше? Усадил воспитатель всех детей за стол, раздал пластилин и показал, как слепить, допустим, колобка. А вечером на кабинках – шеренга похожих колобков, в которых родители растерянно ищут творение своего чада по фамилии. «А вот Рома не справился, слепил квадратного колобка». Или вообще не слепил, не захотел. Смысла в такой лепке нет – ребёнок скопировал образец, бросил и забыл.

– И что такое гибкое планирование?

– В нашем детском саду в каждой группе мы начинаем день с внутреннего круга – известный приём психологических тренингов. Воспитатель спрашивает у детей – что бы они хотели сегодня узнать, чем заняться? И все высказываются. Каждый ребёнок говорит: «Я сегодня буду…» – и выбирает ориентир. Кто-то хочет попробовать себя в роли врача, другой становится исследователем, а кто-то – почитать. И для этого у нас в каждой группе созданы специальные условия, предметно-развивающая среда.

К примеру, раньше в группах по стенкам стояли шкафы с пособиями. Эту линейность мы убрали, развернули мебель, и у нас получились центры – конструирования, литературы, художественные, математические и другие. Каждое утро дети делают выбор – куда они пойдут играть сегодня. Все уголки оборудованы яркими современными пособиями и материалами. В центрах исследований – микроскопы, лупы, а ещё чудесные баночки с увеличительными стеклами, в них малыши любят рассматривать жучков и червячков. Мы открываем мир вместе с детьми.

Интересно – всем!  

– Дети действительно разные, одни требуют подвижных игр, а другим хочется отдохнуть, отойти в сторону.

– Для этого у нас есть центры уединения – в виде шатров  и балаганчиков, где на мягких матах или пуфах можно удобно устроиться, взять любимую игрушку, почитать книжку. И потом этот индивидуум может в любой момент присоединиться к игре. У всех разный темперамент, да и настроение, и это нормально. К слову, мы придумали полезный креатив – теперь каждый ребёнок, приходящий в сад, уже в прихожей, на кабинке, на ламинированном листке изображает своё настроение. 

– А как выбираете общую тему для изучения?

– На основе запросов детей. Так, после наивного вопроса малыша – «А почему хлеб бывает чёрным и белым?» – у воспитателя возникла идея целого проекта о хлебе – с познавательной экскурсией в пекарню, где дети приняли участие в процессе выпечки, потом попробовали свежий продукт. Хлебная тематика была актуальной неделю, ее интегрировали в рисование, математику, другие виды деятельности.

– Изменился ли режим дня?

– Основные режимные моменты, что касается приёма пищи, прогулок и сна, безусловно, остаются. Но точного расписания занятий нет, методика Елены Юдиной говорит, что не стоит учить дошколят по школьным канонам. Нет и традиционного календарно-тематического плана.

– Надеюсь, вы не пропускаете сезоны?

– Конечно, нет. Мы выходим на прогулки, наблюдая за природой, погодой, окружающим миром. Часто устраиваем сезонные утренники и развлечения, и в этом году решено к работе над сценариями подключить не только воспитателей, но и детей. Так необычно встретим первый весенний праздник – 8 Марта.

– Всё-таки в какие полезные для развития игры играют ваши дети?

– В самые разнообразные – начиная с настольных до интерактивных. Под игры адаптирована вся предметно-развивающая среда. Дети удивляются, узнав, что в наших группах есть «говорящие» полы, стены и потолки. Они, как живые экраны, отражают изменчивый мир. Допустим, в холле дети могут поиграть в классики или в «крестики-нолики» или освоить игру, направленную на нейрофизиологическое развитие. А с потолка спускаются облака – и у каждого свой оттенок или номер, и ребенок с помощью карточек выбирает нужное ему облако.

– А есть игры, тесно связанные с жизнью человека, нашей реальностью?  

– Не обязательно при этом используют гаджеты, сенсорные панели. Допустим, дети играют в обыкновенный магазин. Они считают, сколько стоит шоколадка или булочка, изготавливают денежные купюры, пробуют себя в роли продавцов и покупателей. При этом воспитатель достигает сразу нескольких целей – это и развитие математических способностей, мелкой моторики, коммуникации. И это совсем другое, нежели бессмысленно лепить колобка.  

Лицом к традициям  

– А любят ли нынешние дети старого плюшевого медвежонка?

– По Санпину нам не положено иметь такие игрушки в детском саду. Впрочем, мишка может прийти к малышам в гости. А ещё много игрушек из прошлого нам приносят родителе в канун Нового года для украшения ёлки, которые им достались от бабушек – из стекла и ваты. Новое – это и хорошо забытое старое. И мы, уходя от шаблонов, снова поворачиваемся лицом с русской культуре, с её сказкам и мифами. 

– Родители одобряют?

– Они на нашей стороне! Даже жалеют – почему им и старшим детям раньше не давали никакой инициативы! Мамы и папы активно участвуют в жизни детского сада, только за прошлый год провели 30 мастер-классов, рассказывая о профессиях, хобби, семейных традициях.  

– И кем хотят вырасти дети нынешнего века, следуя примеру взрослых?  

– Понимаете, у нас очень разные профессии у родителей. Приходили папа-капитан и папа-слесарь, мамы – пекарь, визажист, полицейский. И все были интересными! Любопытно, что, как и в прошлом, ребята хотят быть космонавтами, лётчиками, врачами, воспитателями. Конечно, они копируют профессии взрослых, их мир. Один мальчик, показывая своего папу, сел на диван, закинул ногу за ногу – и погрузился в телефон. Есть вещи, которые со временем практически не меняются (улыбается).  

Досье

Тамара Соколова, директор МБДОУ «ЦРР – детский сад № 58» Находки.

В 1986 г. окончила Лесозаводское медучилище. 10лет работала операционной медицинской сестрой. В 2003 г. окончила ВГУЭС по специальности «психология». Работала в начальной школе – детском саду № 7 с детьми с патологией зрения.

Занимала должность заведующей детским садом № 57 г. Находки. А в 2016 г. перешла в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 58» на ту же должность. За это время регулярно повышала квалификацию. Периодически печатается в изданиях: дошкольное воспитание, научно-практических конференциях.

В 2019 г. детский сад выиграл губернаторский грант: в учреждении создан кабинет дополнительного образования по направлению финансовой грамотности.

КСТАТИ
Детский сад № 8 Находки стал победителем онлайн-фестиваля лучших практик педагогических работников и управленческого персонала учреждений ДО «Детский сад – маршруты развития».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах