Примерное время чтения: 9 минут
170

Живые нити дорог

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Приморье № 27 30/06/2020
Дорожники заняты не ремонтом, а реконструкцией.
Дорожники заняты не ремонтом, а реконструкцией. / Фото автора. / АиФ

Дороги отремонтируют капитально

ДОРОГИ ПРИМОРЬЯ НАЧАЛИ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ». БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РАБОТ, ЗАПЛАНИРОВАННЫХ НА ЭТОТ ГОД, УЖЕ ВЫПОЛНЕНА. ХОД РАБОТ ПОКАЗАЛ: ПРИМОРСКИМ МАГИСТРАЛЯМ ТРЕБУЕТСЯ НЕ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, А ГЛОБАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ.

Одноразовыми нарекли приморские дороги. Каждый ливень буквально смывает уложенный, казалось бы, не так давно асфальт. Были случаи, когда дорожное покрытие не продержалось и месяца. Долгие годы дороги делались с грубейшими нарушениями технологий.

На прошлой неделе во Владивостоке выпала почти двухмесячная норма осадков. В некоторых местах асфальт сошёл вместе с водой.

Отсутствие необходимой подушки и дренажа лишь только малая часть проблем, которые выявили дорожники, ведущие работы по проекту БКАД.

С УЧЁТОМ РЕЛЬЕФА И СТИХИЙ

В том, что дорожное строительство в Приморье – занятие не самое простое, дорожников ежегодно убеждает погода. Какое время года ни возьми, окажется, что свои климатические сюрпризы готовы преподнести лето и осень, зима и весна. Нынешние затяжные дожди, которые неделю терзали территорию региона, очередное этому подтверждение.

– На прогноз погоды дорожники смотрят так же тревожно, как и моряки. Стихия преподносит множество неприятностей и сюрпризов, влияя на сроки и условия работ. Понятно, что всё, что касается водоотведения, заложено в смете.

 

Но порой с учётом природных явлений приходится оперативно вносить изменения не только в график работ, но и в проектную документацию. Настолько паводок и обильные осадки влияют на состояние грунтов, – рассказывает главный инженер АО «СпецСУ» Иван Заиченко. – В нашем случае положительную роль играет отлаженное взаимодействие с заказчиками и проектировщиками. Это позволяет вносить своевременные коррективы в проект и решать задачи согласованно. И что самое важное – в интересах дела, окончательного качественного результата. Для нас это особенно ценно, ведь компания работает на участках дорог протяжённостью более 25 километров. Это и Надеждинский район, и участки трасс «Аэропорт – Находка», дорога на Тавричанку и многие другие.

Кроме этих природных факторов, особенный рельеф зачастую усложняет задачи дорожников. 

– Сопки и распадки, многочисленные ручьи и реки, громадные массивы скальных пород усложняют работы, делают их более насыщенными, – рассказывает прораб Виталий Осадчий. – В некоторых случаях вдалеке от городских территорий рельеф диктует применение взрывных работ в тех случаях, когда по-иному выровнять дорожное полотно не представляется возможным.

УЧЁТ И КОНТРОЛЬ

Федеральное бюджетное финансирование – это особый уровень обязательств для дорожников и, конечно, многоступенчатый уровень контроля выполнения работ и качества. Оценкой качества исполнения заказа заняты сами исполнители. И «СпецСУ» и «Примавтодор» располагают собственными лабораториями и выполняют необходимые исследования дорожного покрытия на завершённых участках. Затем за дело берутся контрольные подразделения Минтранса и Росдортехнологии, прокуратуры и других надзорных ведомств.

– Наряду с собственными ежедневными отчётами такое количество проверок кажется избыточным. Порой отнимает больше времени, чем хотелось бы. Но с другой стороны, это держит всех исполнителей проекта в тонусе и не даёт расслабиться. И это, в свою очередь, хорошая гарантия высокого качества дорог и того, что они долго и надёжно будут служить людям, – отметил Иван Зайченко.

ОПЫТ В ПОМОЩЬ

Второй год участия региона в грандиозном федеральном проекте, каким является БКАД, позволил приморцам накопить определённый опыт. Планировать и осуществлять работы с учётом прошлогодних упущений. Именно осенью прошлого года не удалось завершить многое из запланированного, на что компаниям, занятым в проекте, указал глава региона Олег Кожемяко.

Благодаря опыту в 2020 году к исполнению заказа приступили, как только позволила погода, ещё ранней весной. Многое удалось выполнить до наступления «сезона дождей». Большинство участков дорог и магистралей проекта находятся сейчас в стадии завершения, готовности на 90 и более процентов. 

ОТ СТОЛИЦЫ ДО ОКРАИН

Масштабное дорожное строительство развернулось и во Владивостоке. Десятки адресов и жилых микрорайонов дальневосточной столицы оказались в проекте. И от этого, безусловно, выиграл и город, и горожане. Абсолютно преобразились благодаря проекту улицы Каплунова и Крыгина, Сабанеева и Успенского. Новые тротуары и безопасные остановки общественного транспорта, защитные ограждения и ливневые коммуникации – всё это долгие годы послужит жителям этих районов приморской столицы. 

Работать в городской черте по-своему сложно. Здесь на одном квадратном метре и линии связи, и водоводы, и многие системы жизнеобеспечения. Дорожники укладывают выравнивающий слой асфальта, поднимают на новый уровень дороги люки и решётки сетей инженерных коммуникаций, укладывают верхний слой «дорожной одежды» из щебёночно-мастичного асфальтобетона. Кстати, новые тротуары, благоустроенные и безопасные, обустраиваются на месте прежних пешеходных «тропинок». 

Для примера, в районе Крыгина подрядной организации предстоит отремонтировать дорогу, уложив новое покрытие на 28,6 тысячи квадратных метрах, сделать новые тротуары общей площадью более 4 тысяч квадратных метров, подпорную стену, лестницу. Также необходимо восстановить инженерные коммуникации, опоры уличного освещения. Для удобства передвижения слабовидящих дорожники уложат тактильную плитку, установят ограждение для безопасности пешеходов на участке протяжённостью около 700 метров и нанесут новую разметку и два новых светофора. Таким образом, дорога к скверу Анны Щетининой и видовой площадке получит новый облик.

То же можно сказать и об улице Каплунова, где дорога – это безопасный путь к школам и лицеям, детсадам и стадионам микрорайона. 

Завершается ремонт дороги на Тавричанку, трассы «Артём – Находка» в районе Штыково, на Угольной, а также улиц во Владивостоке, Артёме, Шкотовском и Надеждинском районах. Степень готовности разная. Так, к примеру, в Тавричанке планируют сдать объекты к 10 июля. На отдельных сложных участках завершение работ по проекту спланировано к концу августа. 

Там на многих проблемных участках приходилось не только снимать разрушенное асфальтовое покрытие. Оказалось, асфальт был уложен прямо на грунт. Пришлось вынимать землю, делать нормальный дренаж, делать водоотведение, нормальные дорожные канавы и только потом укладывать подушку из щебня и гальки и несколько слоёв финишного покрытия. Вместо косметического ремонта дороге потребовалась глобальная реконструкция.

Участков, подобных тавричанскому, в дорожной сети края немало. Как говорят специалисты, многие магистрали строились без соблюдения технологий. Поэтому асфальт и не держится.

Трудностей немало. Но при любых нюансах уже сейчас очевидно, что проект БКАД стал реальной прорывной идеей и возможностью переломить тенденцию в создании региональной развитой и безопасной сети дорог, по общим критериям и нормам безопасности, продиктованной временем и интересами нашего автомобильного края, каким, безусловно, является Приморье. Без привлечения федеральных средств начать глобальную реконструкцию было бы нереально.

Мнение власти:

 

Виктор Свяченовский, министр транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.

 - Один из ключевых приоритетов – безопасность людей. Именно для этой цели в проекте отражено внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения, контроля за соблюдением правил дорожного движения. Снижение смертности в результате ДТП – основной базовый показатель проекта БКАД. Он не должен превышать четырёх человек на 100 тысяч населения к 2024 году. 

Мнение эксперта:

Профессор Валентин Аникеев, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член Союза архитекторов России.

– Важно в реализации такого значимого проекта не увлекаться объёмами и гигантоманией, а максимально сконцентрироваться на логистической целесообразности. Во Владивостоке, где проблема автомобильных пробок вызвана в первую очередь пропускной способностью дорожной сети, предложить максимум для её развития и создания дорог-дублёров.

 

 

Важно предполагать заранее широкую вариативность и понимать, что количество транспорта с развитием дальневосточной столицы будет только расти. 

     

Кстати:

Приморье второй год участвует в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках проекта предстоит в 2024 году увеличить долю автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, не менее чем до 50 %, снизить долю автодорог регионального значения, работающих в режиме перегрузки, на 10 % по сравнению с 2017 годом. Кроме того, сократить количество мест концентрации ДТП на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом, довести во Владивостокской агломерации до 85 % долю автодорог, соответствующих нормативным требованиям.

ВРЕЗ: В некоторых случаях приходится применять взрывчатку: по-иному выровнять дорожное полотно не представляется возможным.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах