Два месяца прошло со времени визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. Результаты визита напрямую коснулись развития Приморья. За небольшой срок сделано немало. Определены основные цели перспективные развития, китайские провинции посетили первые лица региона. Одновременно началась активная работа по укреплению сотрудничества между Приморьем и КНР в разных сферах.
Джокер, меняющий игру
Накануне полпред президента Юрий Трутнев провёл в дальневосточной столице заседание коллегии Минвостокразвития, определив новые вызовы и приоритеты.
Полпред отметил положительные точки экономического роста, так, за прошлый год на Дальнем Востоке было построено 178 новых предприятий, подписано 30 новых инвестиционных соглашений. С другой стороны, Юрий Трутнев заявил о низкой активности Минвостокразвития в работе по развитию Восточного полигона.
«Без развития транспортных магистралей мы никакую экономику с вами развить не сможем», – заявил полпред.
После мартовской встречи глав двух государств Си Цзиньпина и Владимира Путина особое внимание на высшем уровне обратили на развитие грузопотока в сторону Востока, в этой связи Приморский край и Владивосток должен стать важной транспортной артерией, соединяющей Россию и КНР.
В частности, много надежд возложено на экспорт гороха из сибирских ферм через Владивосток, в стремлении перекрыть в этом направлении поставщиков бобовых из Канады. Аналитики уже назвали российские поставки «джокером, меняющим игру».
В марте в КНР состоялись две важнейшие дипломатические поездки первых лиц региона. Так, председатель правительства Приморья Вера Щербина провела рабочую встречу в Хуньчуне, говоря о расширении товарооборота между Приморьем.
«Мы предлагаем увеличить поставки природного газа и приморских продуктов: краба, рыбы, сои, кукурузы, мёда, а также свинины и молока после согласования карантинных процедур», – подчеркнула Вера Щербина.
26 марта в Харбин на первом после долгого перерыва рейсе авиакомпании «Аврора» отправился губернатор Приморья Олег Кожемяко. Он провёл несколько важных деловых встреч с представителями местной власти. Решались и актуальные вопросы о возобновлении безвизового режима для туристических групп, развитии погранпереходов.
В мае зампредседателя Правительства края Валерий Прокопчук провёл рабочую встречу с мэрами трёх крупных городов: Муданьцзяна, Суйфэньхэ и Дуннина. Стороны обсудили возможности для сотрудничества в сферах торговли и экономики, туризма и образования.
«Мы планируем увеличить объём торговли с Китаем дополнительно на 2,5 миллиарда долларов и довести общий торговый оборот до 10 миллиардов к 2024 году», – подчеркнул Валерий Прокопчук.
Предложения российской стороны касались, во-первых, перехода на круглосуточный режим работы пунктов пропуска Пограничный – Суйфэньхэ и Полтавка – Дуннин. Говорили и про открытие представительства ДВФУ в Муданьцзяне, подготовку к предстоящим международным спортивным играм «Дети Приморья», где ожидается участие команд и юных спортсменов из Китая.
Рельсы модернизации
Ещё одна хорошая новость в копилку сотрудничества стран. Правительство КНР сделало заявление – с начала июня 2023 года через порт Владивосток пройдёт транзитный путь. Это вызвало бурную реакцию у американских конкурентов. «Си создал с Россией самый значимый в мире необъявленный союз. Достижение Си тем более впечатляет, что у этих двух стран много причин быть противниками», – огорчились аналитики.
Ведущий экономист Приморского края, научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев полагает – серьёзные шаги к развитию экономических связей нужно было делать давно.
В 2022 году торговый оборот Приморья и КНР вырос на 46% и составил 7,5 миллиарда долларов.
«Нам необходимо быть достойными или хотя бы приблизиться к уровню своего зарубежного восточного соседа», – считает экономист.
«Отношения между Приморьем и КНР могут развиваться в нескольких направлениях, таких, как судостроение, сотрудничество в области освоения космоса, и в этой сфере, что скрывать, китайцы намереваются сами обойти нас далеко. Очевидно, что китайцы преуспели в развитии скоростных видов железнодорожного транспорта. А России сегодня позарез нужна реконструкция Транссиба и БАМа, с увеличением скорости поездов на 70-80%. Самое время, когда можно здесь наращивать всё, что связано с модернизацией», – заключил эксперт.