aif.ru counter
169

Без ума от воды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ Приморье № 34 23/08/2017
Серьезному нахождению в воде можно научиться играючи
Серьезному нахождению в воде можно научиться играючи © / АиФ

Среднестатистический житель края не представляет свою жизнь без водной стихии.

Особенно летом, когда море прогревается до приятной телу температуры и манит немедленно броситься в солёные волны. Но если взрослый человек понимает, какую опасность представляет собой большая вода, то ребёнку это знание следует передать заблаговременно перед выходом на пляж. Инструктор водных программ спорткомплекса «Чемпион» Евгения ПРИШПЕТЛИВАЯ рассказала о том, почему детям необходимо уметь плавать, с какого возраста их следует знакомить с водой, и как вырастить из малыша, который боится воды, профессионального спортсмена.

 

Фото: АиФ

Родился - ныряй!

- Евгения, в каком возрасте детей можно приводить в бассейн и учить плавать?

- Плаванием можно и даже нужно начинать заниматься с грудничкового возраста. Известно, что находясь у мамы в животе, малыши живут в водной среде, и именно поэтому в первые месяцы жизни у младенцев сохраняется инстинкт правильного ныряния и плавания. Несмотря на это, врачи не рекомендуют начинать плавать сразу после рождения - малыш должен научиться держать голову. На первые водные процедуры можно записываться с трёхмесячного возраста.

Грудничковое плавание выглядит очень здорово. Как только малыш касается воды, в нём тут же просыпается навык задержки дыхания, он начинает самостоятельно или с помощью мамы нырять и барахтаться в маленьком бассейне. Помимо укрепления детско-родительских отношений, такие занятия благоприятно влияют на общее физическое развитие младенца. В связи с тем, что в воде происходит термообмен, укрепляется иммунитет, мышцы и кости, разрабатывается дыхательная система и выравнивается осанка. Хочу только развеять один стереотип, витающий в сообществах мам. Занятия грудничковым плаванием не гарантируют, что ваш ребёнок непременно станет профессиональным пловцом, они нужны в первую очередь для оздоровления и закалки юного организма.

- А как быть менее продвинутым родителям, которые не успели «зафиксировать» прирожденный навык юного пловца?

- В этом нет ничего страшного. Очень часто инстинкт врождённого плавания забывается в течение небольшой паузы в занятиях, например, во время отпуска, и мне всё равно приходится с нуля учить детей общению с водой. Но у некоторых малышей сохраняется мышечная память о плавании. Например, один мой четырёхлетний воспитанник машинально делает вдох перед тем, как я опущу его под воду, выдох на поверхности.

У ребят до трёх лет занятия проходят в сопровождении родителей. Чаще всего дети просто барахтаются в мелком бассейне в окружении игрушек. Они привыкают к воде, перестают бояться брызг и делают первые робкие шаги на пути к полноценному плаванию. От трёх до пяти лет начинается детский аквафитнес без мам и пап. Здесь ребята занимаются уже осознано, тренер объясняет им, почему вода держит наше тело на плаву, дети учатся правильно дышать и ложиться на поверхность «звёздочкой», делают упражнение «поплавок». Перед запуском в бассейн мы разбираем подводящие упражнения на суше, имитирующие движения в воде.

По достижению пяти-шести лет дети уже должны принять решение - плавать для себя или уйти в профессиональный спорт.

- Игровые элементы присутствуют только на занятиях у малышей?

- Нет, я периодически провожу игры для всех. Например, устраиваю массовые заплывы за игрушками и монетками на дне бассейна. Дети стараются вытащить как можно больше «сокровищ». Раз в два-три месяца у нас проходят дни свободного плавания, когда ребятня может вдоволь поплавать и понырять в своё удовольствие. Для детей из оздоровительной группы два раза в год проходят небольшие соревнования на различные дистанции, за которых они получают медали и призы.

 

Природа и родители

- Вы можете заранее знать, что конкретный ребёнок точно станет чемпионом?

- Чтобы увидеть выдающиеся навыки ребят, мне нужно какое-то время с ними позаниматься, отработать все четыре вида плавания: брасс, кроль на спине, на груди и дельфин. Да и дети разные. Кто-то три первых занятиях воды боится, а кто-то освоит все техники за полчаса.

Приведу два примера для иллюстрации: в прошлом году проходил мальчик 12 лет, который не то что лицо в воду боялся опустить, а не мог зайти в воду глубже, чем по пояс. Через два месяца нам удалось снять с него тренировочный пояс, убрать страховочную доску, и он поплыл. Мальчик весь сиял от счастья, но каких трудов нам обоим стоил этот долгожданный результат.

В это же время ко мне привели ребёнка лет четырёх на первое занятие. Я надела на малыша пенопластовый пояс, мы поплавали в бассейне, постепенно отрабатывая движения, а к концу занятия пояс оказался не нужен - ребёнок поплыл сам, начал прыгать в воду с тумбочки и в целом показал себя суперспособным мальчишкой.

В целом, если я вижу, что ребёнку действительно нравится плавание, он хочет заниматься и ловит от процесса удовольствие, то я обязательно предложу родителям записать его на спортивное направление. Но если у малыша нет желания заниматься, то никакие природные данные здесь не помогут.

- Какую роль в становлении спортсмена играют родители?

- От родителей тоже многое зависит - спортивным плаванием занимаются не два раза в неделю, а два раза в день, плюс выезды на соревнования, тренировки на суше с силовыми упражнениями. Нагрузка у детей-спортсменов большая, и мне очень не нравится, когда мамы и папы помимо прочего записывают своих чад на танцы, самбо, рисование и музыкальную школу. Был случай: который раз мальчик приходит на тренировку и занимается спустя рукава. Я его спрашиваю, в чём дело? А он мне - это уже третья моя тренировка за этот день. Я в ужасе бегу к родителям, а они смотрят на меня большими удивлёнными глазами и не понимают, что в этом такого.

Бывает и наоборот. У меня в группе занимается девочка, которая ну просто обожает воду, плавает как рыба, схватывает всё на лету. Ей светит большое спортивное будущее, но родители упорно не хотят отдавать её в профессиональную группу, ведь у девочки уроки фортепиано. Очень хотелось, чтобы родители чаще обращали внимание на пожелания детей, а не на собственные нереализованные амбиции.

 

Дуй на чай

- Наиболее частые ошибки маленьких пловцов, которые вам приходится корректировать?

- Неправильную постановку дыхания. Но эта проблема в равно мере касается и детей, и взрослых. В первую очередь я рассказываю ученикам, независимо от возраста, как правильно дышать. Я это называю «дуть на горячий чай» - делает вдох, опускаем лицо в воду, пускаем пузыри при погружении, выныриваем, и так по кругу, пока не получиться. Отсюда же идёт типичная ошибка начинающих спортсменов не опускать лицо в воду. Очень многие жалуются: «Мы умеем плавать, но за час проплываем 500 метров, а хотелось и километр взять». А оно и получится, если вы так и будете тратить большую часть сил на поддержание головы над водой. Плюс, неправильное дыхание резко снижает работоспособность.

- Какой спортивный инвентарь должны иметь при себе маленькие спортсмены?

- Спортивный купальник, шапочку и плавательные очки. Всё остальное предоставляет тренер по мере необходимости. Никаких спасательных кругов, нарукавников, жилетов и прищепок для носа я категорически не приемлю. Если ребёнку нужен будет вспомогательный элемент, я его достану и дам ребёнку, но чаще всего в этом нет необходимости - глубина бассейна выбирается исходя из возможностей воспитанников, процесс обучения находится под моим контролем. Кроме того, перед каждым заплывом я напоминаю детям, что в случае паники можно схватиться за борт, и я приду на помощь.

- Летом снижается спрос на бассейн?

- А вот и нет! Почему-то именно летом, особенно в августе, места на дорожке разбирают как горячие пирожки. Всем нужно научиться плавать за две тренировки или похудеть.

- Почему детям нужно уметь плавать?

- Это нужно не только детям, но и взрослым. Плавание - жизненно необходимый навык. Сколько случаев, когда люди идут гулять к водоёму и проваливаются. Без умения плавать может случиться страшное. Я считаю, что в бассейн нужно ходить хотя бы иногда.

Иван ФЁДОРОВ

Фото Олега БЕЛОВА

Материал подготовлен в рамках проекта «АиФ - Приморья» «Спортивное Приморье»

ДОСЬЕ

Евгения Пришпетливая родилась в 1988 г. в Большом Камне. С восьми лет профессионально занимается плаванием. За 15 лет спортивной деятельности она защитила звание кандидата в мастера спорта по плаванию, стала участницей в Первой Всероссийской летней Универсиаде в Казани в 2008 г. и стала призёром чемпионатов Сибири и Дальнего Востока. С 2015 г. занимается тренерской деятельностью. Окончила Центр профессионального развития в индустрии спорта и фитнеса, сейчас получает высшее образование в ДВФУ в тренерской направленности.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах